Найденов Иван Пантелеймонович
29 июля 1936 года образована Кустанайская область, в 1937 году принята Конституция Казахской ССР, выдвигались амбициозные планы второй ударной пятилетки. В Кустанае началось свое грандиозное строительство, город рос не по дням, а по часам, статус областного центра обязывал. Упор делался на просвещение народа и организацию культурного досуга.
Бурное развитие народного просвещения и рост потребности в учительских кадрах. К 1939 году в школах области 708 вакансий. Прибыло два десятка молодых специалистов из числа выпускников ленинградских, московских и алматинских вузов. Этого было недостаточно.
В этих условиях закономерно возникла необходимость в создании ВУЗа по подготовке педагогических кадров.
В предвоенный период знаменитый тезис «Кадры решают все» - не был простой данью партийной моде, это было самое строгое указание для всех органов власти.
Найденов Иван Пантелеймонович по решению руководства страны был направлен из столицы республики в регион для решения комплекса задач становления Учительского института.
Он был первым назначенным директором Кустанайского учительского института (приказ Народного комиссариата просвещения от 1.10.1939 г.).
К тому времени он был известным педагогом, поэтом, членом Союза писателей КазССР, за плечами которого опыт руководящей работы в сфере культуры в качестве директора объединенного оперного театра в г.Алматы.
Найденову И.П. пришлось ускоренно осваивать малознакомые для него учебно-методическую и научную сферу деятельности, много сил и энергии вкладывать в формирование кадрового потенциала, укрепления материально-технической базы, обеспечения набора студентов на физико-математическое, естественно-географическое отделения, а также на одногодичные курсы немецкого языка.
Определенный задел был создан первым исполняющим обязанности директора Учительского института Ибраевым Даулетом, который всю свою жизнь посвятил системе образования: был учителем интерната №1, директором казахской средней школы №22, заместителем заведующего Кустанайского облОНО. За многолетний труд был удостоен званий «Отличник народного просвещения Казахской ССР», «Заслуженный учитель школы Казахской ССР».
Все же на плечи Найденова И.П. выпала непростая доля: практически с нуля создавать все условия, при этом периодически подвергаться проверке, жесткой критике со стороны руководства, получая взыскания.
В 1940-1941 учебном году вдвое выросло количество преподавателей, гордостью коллектива стал первый выпуск учителей. Выпускные экзамены довелось сдавать в первые дни начала Великой Отечественной войны.
Институт, проработав два года в довоенный период, становится учебным заведением, игравшим важнейшую роль в подготовке учительских кадров, развитии науки, образования и культуры в области. Он превращается в центр общественно-политической работы по формированию нового человека, интеллигента и педагога молодой республики. Такую справедливую оценку мы встречаем в очерках истории Института.
Этот успех был достигнут благодаря выдающимся организаторским способностям, волевому характеру, огромной работоспособности первого назначенного директора Найденов Ивана Пантелейменовича. Недаром, в послевоенный период ему снова будет доверено вновь возглавить Институт.
С присущей ему энергичностью, но, уже обладая серьезным управленческим опытом в сфере образования он сделал многое для укрепления и развития ставшего для него родным Учительского института в условиях восстановления народного хозяйства в довоенный период.
Благодаря Найденову И.П. в 1949 г. было выделено отдельное здание по ул.Пушкина 33, материальная база включала 2 учебных зданий и 2 общежития (мужское, женское), Институт вел подготовку по 7 специальностям, кадровый потенциал был усилен талантливыми выпускниками ведущих вузов страны, кандидатами наук – педагогами по призванию. Институт возмещал затраты на проживание студентов.
Как закономерный результат – ежегодная положительная динамика выпуска студентов: 83 (1947 г.), 107 (1948 г.), 117 (1949 г.). Справочно: 1941-1949 гг. всего выпущено 690 человек.
Новая задача которую он не успел выполнить – реализация правительственного постановления о переходе к 7-летнему обучению.
Найденов И.П. добровольцем ушёл на фронт, за проявленные боевые качества был награжден Орденом Отечественной войны II степени, Орденом Красной звезды, медалью «За боевые заслуги».
Как человек прошедший через войну, он был, как и многие его современники, прямолинеен в действиях и суждениях, настойчив в достижении поставленных целей.
15 мая 1950 г. Найденов И.П. был снят с должности директора и оставлен в старшим преподавателем, в июне 1951 года из партийных рядов, 23 августа 1951 года уволен из института.
Истинные мотивы так и остались неизвестными, а официальная версия о проявлении «хулиганства» (употребляемое в документах и других уволенных преподавателей) участника Великой Отечественной войны, награждённого двумя орденами и четырьмя медалями, является несостоятельной.
Несмотря на драматизм, с именем Найденова И.П. связано становление учительского института в предвоенные, затем возрождение в сложные послевоенные годы.
Стойко преодолев все тяготы и испытания, он остался в истории Учительского института как первый директор и сильный лидер.