Летняя археологическая практика принесла студентам-историкам КРУ им. А. Байтурсынова настоящие научные открытия
Степной all-inclusive
Возможно, это лето для многих выдалось скучным. Развлекательные заведения закрыты, отдохнуть за границей практически невозможно, выезд на пляж – табу. Но это все не о будущих историках, которые сразу же по окончании учебного года отправились на раскопки в Халвай (от казахского названия аула Қалыбай). Вот где романтики хоть отбавляй. Жизнь в палатках, звездные ночи, пища, приготовленная на костре.
– Конечно, мы находились посреди открытой степи, но для нас были созданы все условия! – вспоминает первокурсница Лариса Луговая. – Вкусная еда, самодельный душ, удобные спальные мешки и уютная юрта! А какие преподаватели! Мы могли говорить часами без устали.Андрей Викторович Логвин преподавал археологию так интересно, что она стала не просто любимым предметом – жили мечтой: скорее бы практика. И вот наконец-то! Мы радовались каждому найденному кусочку керамики. Жутко было, когда нашли кость человека! Жутко, но интересно.
Керамическая посуда, бронзовые браслеты, найденные нами – это XVIII-XVI века до нашей эры. Мысль о том, что касаешься предмета, которым когда-то пользовался далекий предок – это просто мурашки по коже. Это чудо – быть так близко к истории!
Одна мечта – вернуться
– Археология – это наука, изучающая историю человечества по вещественным источникам, – говорит однокурсница Ларисы Дильназ Бисенова. – Ее основной метод – раскопки, которые позволяют изучить определенный исторический период. Нашей целью был бронзовый век – древняя стоянка Халвай алакульской культуры.
Две недели в непривычных для городского жителя условиях – это был не только экстрим, но и отдых от внешнего мира. На самом деле ничего особо сложного в этой работе нет. Она требует только усидчивости и выносливости. Если владеешь кистью и лопаткой, то работа приносит удовольствие. Археология – это наука, где несколько часов практической работы стоят многих часов инструкций. Здесь я узнала, насколько важна очистка слоев, ведь это требует наметанного взгляда на изменение цвета и текстуры почв. В один из последних дней на практике мне посчастливилось самой наткнуться на обожженную глину. Всё это принесло одни лишь положительные эмоции. Теперь у меня одна мечта – вернуться обратно.
– Уже на третий день раскопок мы обнаружили фрагменты керамической посуды и женского браслета. После этих находок в душе каждого из нас появилось желание узнать: а что же там еще есть? – рассказывает первокурсник Ердаулет Оспан. – И мы полюбили эту упорную, но в то же время очень веселую работу. Каждый день запоминался каким-то особенным открытием, ведь мы находили по кусочку керамических сосудов практически ежедневно. Под конец археологической практики обнаружили яму с захоронением останков младенца и прилегающими к нему фрагментами керамики. Такие находки заставляют задуматься: чем жили эти люди три с половиной – четыре тысячи лет назад? Чему радовались? Над чем печалились?
Эта практика – лучшее приключение, которое случалось с нами. Каждый из нас обрел что-то сокровенное, прикоснулся к вечному. Будто в душах зародилась новая ячейка, полная воспоминаний, смешных и забавных историй. Именно здесь мы впервые увидели фантастические сны, которые невозможно забыть. Как же было жаль покидать Халвай, это волшебное место. Спасибо преподавателям за то, что подарили нам уникальную возможность найти не только артефакты старины, но и что-то новое в себе.
Мурат ТЮЛЕЕВ tma2014@mail.ru
Материал газеты "Костанайские новости"