В Костанайском региональном университете имени Ахмета Байтурсынова прошла ежегодная международная научно – практическая конференция «Байтурсыновские чтения – 2021» «Независимый Казахстан: достижения и успехи как надежная основа построения динамично развивающегося государства ХХ l века»», в которой приняли участие не только ученые вуза, но представители МОН РК, акимат Костанайской области, высшие учебные заведения дальнего зарубежья, СНГ и РК, научная и педагогическая общественность Казахстана и зарубежья.
Статусность и важность этой конференции подчеркивают ее участники, ученые Института истории и этнологии им. Ч Валиханова; Института языкознания имени А. Байтурсынова; Аркалыкский педагогический институт имени Ибрая Алтынсарина; Институт интенсивного английского языка, Международные отношения, Университет Северного Техаса; Институт прикладных сельскохозяйственных исследований; Колледж экономики и окружающей среды Нюртинген-Гейслинген, Германия; Шведский университет сельскохозяйственных наук, Упсала; Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства.
Пленарное заседание, с участием ученых Костанайского регионального университета им. А. Байтурсынова, которое прошло в оффлайн формате, открыла и.о. проректора по науке, интернационализации и цифровизации Гульшат Шайкамал. Говоря о достижениях в вопросах науки и образования за 30 лет Независимости, можно сказать о том, что в Казахстане за эти годы сформирована национальная модель образования, сформирована нормативная правовая база, приняты законы Республики Казахстан «Об образовании», «О высшем образовании», «О науке», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О государственной образовательной накопительной системе», «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», «О статусе педагога» и другие.
Казахстан является участником Болонского процесса, согласно которому осуществлен переход к трехступенчатой модели подготовки кадров: бакалавриат - магистратура - докторантура.
Все эти процессы не могли не отразиться и на деятельности региональных вузов.
- Наш университет является активным участником развития национальной модели образования. В вузе ведется подготовка по 174 ОП бакалавриата, 79 ОП магистратуры и 18 ОП докторантуры. 70 % программ университета входят в республиканский ТОП-10 рейтинга вузов, проводимого НПП «Атамекен». Ближайшая цель вуза - вхождение к 2025 году в TOP-3 лучших региональных многопрофильных вузов Казахстана, - сказала Гульшат Шайкамал. - Говоря о региональном вузе, стоит отметить и лидерские позиции по количеству и устойчивости реализуемых международных проектов ERASMUS и ERASMUS+: в образовательные программы внедряются результаты 14 проектов по всем направлениям подготовки кадров.
Стоит отметить, что университет имеет налаженные партнерские связи более чем со 100 вузами дальнего и ближнего зарубежья. Ведется активная работа по развитию внешней академической мобильности. В нынешнем году, несмотря на сложную ситуацию в мире, более 600 студентов России и Кыргызстана прошли обучение по программе виртуальной академической мобильности в КРУ им. А. Байтурсынова.
Кроме этого, в вузе реализуется ратифицированный Правительствами Казахстана и России проект по созданию инжинирингового центра совместно с ПАО КАМАЗ; ведутся работы по преобразованию университета в Центр академического превосходства.
В настоящее время в университете реализуется 12 научных проектов грантового финансирования МОН РК с общим финансированием 255 млн.тенге, ежегодно осуществляются научно-исследовательские работы по запросам предприятий на общую сумму 40 млн.тенге. Большое внимание уделяется природо- и ресурсосберегающим технологиям: разработаны и внедрены 3 международные образовательные программы по альтернативной энергетике и управлению отходами.
Работа секций прошла по 6 направлениям : «Täuelsіzdіk tūğyry: история и современность»; «Созвучие и преемственность просветительских идей ыбрая алтынсарина к условиям современного образования»; «Казахстан в условиях глобализации в международной, политической, экономической, социальной и правовых сферах»; «Тренды в современном образовании: личностно-ориентированные принципы, цифровизация и модернизация национального культурного кода»; «Современная наука и техника: инновационные идеи и перспективы развития»; «Практикоприменимость и коммерциализация результатов исследований в АПК», где выступило более 60 докладчиков по самым разным актуальным вопросам образования и науки. В связи с эпидемиологической ситуаций в мире, работа секций прошла в онлайн формате.