Для профессора кафедры психологии Лилии САРКИСЯН Baitursynuly University начался с… хора.
Правда, тогда университет был Кустанайским государственным педагогическим институтом, а Лилия Вагановна - 16-летней девчушкой, только-только получившей школьный аттестат.
1966 год выдался для абитуриентов особенно тяжелым. Реформа образования помножила ихнадвое - выпускались ребята после «десятилетки» и 11 классов.
В институтах карт-бланш получали сельские выпускники, поэтому 18 из 20 возможных баллов, полученных на экзамене, Лилии Вагановне для поступления не хватило.
Это было самое первое и самое серьезное крушение надежд в ее жизни. По крайней мере, тогда так казалось…⠀
- Я поступала на ин.яз, - вспоминает Лилия Вагановна. – Узнав о провале, кинула на подоконник папку, откуда посыпались все мои грамоты и похвальные листы, и зарыдала. Я думала, меня никто не видит, но, оказывается, за моей спиной была дверь кабинета декана русской филологии.
Он вышел и спросил: «Девочка, почему ты так горько плачешь?» Я даже ответить ничего не смогла. А он заметил среди выпавших из папки бумаг свидетельство об окончании музыкальной школы по классу фортепиано…
Этот зацепившийся взгляд и положил начало более чем полувековой истории. Декан представился и спросил:
- А хор сможешь организовать на нашем факультете?⠀
- Да, - не раздумывая ответила Лилия.
При этом она совершенно не представляла, как это делается. Но обещание было дано, и девушку зачислили на курс.
Правда, не студенткой, а кандидатом. Кандидаты были вольнослушателями, но при хороших оценках могли занять место завалившего сессию или отчислившегося студента. Надо ли говорить, что конкуренция была бешеной…
Лилия Саркисян тут же принялась за дело. На филологов учились только девочки, поэтому распоряжением декана в хор включили историков. Времени было в обрез. К 7 ноября, Дню Великой Октябрьской социалистической революции, нужно было уже выступить.
В день «икс» хор сорвал аплодисменты, а Лилию Саркисян тут же приняли в число студентов. Еще до первой сессии девушка влилась в студенческую жизнь уже в новом статусе.
- Только не стоит думать, что я организовала хор, и жизнь мне улыбнулась, - качает головой Лилия Вагановна. – За кадром осталась кропотливая работа - и над собой, и общественная. Благо рядом всегда были сокурсники, с которыми нас связывала крепкая дружба. И по сей день наше товарищество сохранилось.
После получения диплома Лилия Вагановна не рассталась с институтом - осталась преподавать. Ее кипучая энергия повернулась в новое русло.
Руководство отправляло ее на самые сложные образовательные участки – организовать, наладить, открыть…
- Мы открыли первый факультет психологии в Казахстане! До этого в других вузах были только отделения, - улыбается профессор. - Но, несмотря на обилие работы, мысль о хоре все эти годы была со мной.
И вот в 1999 году мы на факультете психологии организовали хор и начали петь. В ковидные годы, к сожалению, наша инициатива по понятным причинам сошла на нет. Но я все же надеюсь, что мы вернемся в строй и на 86-м году жизни нашего университета опять создадим хор…