Введение
Вопросам словообразования
русского языка придаётся большое внимание. Особый вклад в разработку теории
словообразования внесли выдающиеся исследователи А.П. Аверьянова [1966]; Ю.С.
Азарх [1984]; В.В. Виноградов [1952]; Г.О. Винокур [1959]; Е.С. Кубрякова
[1965]; В.В. Лопатин [1977]; М.В. Панов [1975]; И.С. Улуханов [1977]; Н.М.
Шанский [1968] и др.
″Словарный состав любого языка
находится в состоянии непрерывного развития, одной из закономерностей которого
является пополнение лексики языка новыми словами″ [10, с.101]. Словообразование
выделяется отдельной областью языкознания, в котором изучаются способы создания
новых лексических единиц на материале уже существующих
слов.
Л.С. Новикова
пишет: ″Любое слово в языке возникает по определённой модели и является
членом какого-то словообразовательного
ряда″ [11, с.5]. Для того чтобы полностью уяснить механизм словообразования,
важно изучить сочетаемостные свойства морфем. А.И. Судакова отмечает: ″Словарный
состав любого языка постоянно изменяется и пополняется. Одни слова появляются в
языке, другие переходят из одной грамматической категории в другую, приобретая
новые морфологические, синтаксические и семантические свойства. Главную роль в
этом историческом процессе играют различные словообразовательные аффиксы″ [12,
с.1]. Значительная роль в этом процессе отводится валентности. Термин
″валентность″ перешёл в языкознание из химии в XX веке. В современном языкознании понятие валентности приобретает
определённую специфику. А.Ф. Лосев считает, что ″валентностью в языкознании
стали обозначать способность отдельного языкового знака вступать в связь с
другими знаками для образования более или менее обширных ценностей″ [13,
с.403].
Валентность морфем – это один из этапов образования слова. По мнению В.А.
Горпинича [14, с.33-37], словообразовательный процесс складывается из шести
этапов:
1)
формирование идеи будущего
слова для называния определённого понятия, явления или
предмета;
2)
выбор единиц для формирования
нужного слова;
3)
поиски образцов, по аналогии
которых будет образовано слово;
4)
морфонологическая подготовка
к словообразованию с образующим словом;
5)
словообразовательный акт
завершения сочетания форманта с основой;
6)
проверка правильности
словообразовательного процесса и необходимые поправки.
Изучая валентность морфем, необходимо предусмотреть
выбор суффикса для образования новой лексической единицы, выявить сочетаемостные
свойства морфем, определяемые возможностями языка. Н.С. Холодкова считает, и мы
вполне с этим согласны, что ″… выбор суффикса можно предусмотреть рядом правил,
которые позволяют прогнозировать, какой именно суффикс следует использовать при
построении новой лексической единицы, а также при употреблении суффиксального
имени существительного в речи″ [15, с.73].
До недавнего времени валентность суффиксов -ок, -ец в коммуникативно-прагматическом
аспекте не была изучена.
Валентность
суффиксов русского языка не была предметом монографического исследования. В.А.
Горпиничу принадлежат работы о валентности суффиксов [14, с.33-37; 16, с.63; 17,
с.57; 18, с.168]. Изучение валентности суффиксов входит в группу перспективных
направлений русского словообразования, связанных с проблемами появления новых
лексических единиц. Анализ фонетической, корневой и суффиксальной валентности
суффиксов -ок, -ец представляет собой
значительный интерес как в теоретическом, так и в практическом планах. При
изучении сочетаемости производных на -ок
и -ец исследуются
отношения между производным и производящим словами, описываются
лексико-семантические группы, морфонологические явления, порождаемые суффиксами
-ок
и -ец в русском языке,
рассматривается роль суффиксов -ок и -ец в передаче прагматической
информации.
Изучение
сочетаемости суффиксов -ок и -ец позволяет уяснить механизм
сочетаемости суффиксов в русском языке. Валентность суффиксов -ок, -ец вносит определённый вклад в
общую теорию валентности аффиксов, позволяет показать типологию словообразования
производных на -ок и -ец в русском
языке.