Введение

Вопросам словообразования русского языка придаётся большое внимание. Особый вклад в разработку теории словообразования внесли выдающиеся исследователи А.П. Аверьянова [1966]; Ю.С. Азарх [1984]; В.В. Виноградов [1952]; Г.О. Винокур [1959]; Е.С. Кубрякова [1965]; В.В. Лопатин [1977]; М.В. Панов [1975]; И.С. Улуханов [1977]; Н.М. Шанский [1968] и др.

″Словарный состав любого языка находится в состоянии непрерывного развития, одной из закономерностей которого является пополнение лексики языка новыми словами″ [10, с.101]. Словообразование выделяется отдельной областью языкознания, в котором изучаются способы создания новых лексических единиц на материале уже существующих слов.

      Л.С. Новикова пишет: ″Любое слово в языке возникает по определённой модели и является членом какого-то словообразовательного ряда″ [11, с.5]. Для того чтобы полностью уяснить механизм словообразования, важно изучить сочетаемостные свойства морфем. А.И. Судакова отмечает: ″Словарный состав любого языка постоянно изменяется и пополняется. Одни слова появляются в языке, другие переходят из одной грамматической категории в другую, приобретая новые морфологические, синтаксические и семантические свойства. Главную роль в этом историческом процессе играют различные словообразовательные аффиксы″ [12, с.1]. Значительная роль в этом процессе отводится валентности. Термин ″валентность″ перешёл в языкознание из химии в XX веке. В современном языкознании  понятие валентности приобретает определённую специфику. А.Ф. Лосев считает, что ″валентностью в языкознании стали обозначать способность отдельного языкового знака вступать в связь с другими знаками для образования более или менее обширных ценностей″ [13, с.403].

          Валентность морфем – это один из этапов образования слова. По мнению В.А. Горпинича [14, с.33-37], словообразовательный процесс складывается из шести этапов:

1)    формирование идеи будущего слова для называния определённого понятия, явления или предмета;

2)    выбор единиц для формирования нужного слова;

3)    поиски образцов, по аналогии которых будет образовано слово;

4)    морфонологическая подготовка к словообразованию с образующим словом;

5)    словообразовательный акт завершения сочетания форманта с основой;

6)    проверка правильности словообразовательного процесса и необходимые поправки.

Изучая валентность морфем, необходимо предусмотреть выбор суффикса для образования новой лексической единицы, выявить сочетаемостные свойства морфем, определяемые возможностями языка. Н.С. Холодкова считает, и мы вполне с этим согласны, что ″… выбор суффикса можно предусмотреть рядом правил, которые позволяют прогнозировать, какой именно суффикс следует использовать при построении новой лексической единицы, а также при употреблении суффиксального имени существительного в речи″ [15, с.73].

      До недавнего времени валентность суффиксов -ок, -ец в коммуникативно-прагматическом аспекте не была изучена.

      Валентность суффиксов русского языка не была предметом монографического исследования. В.А. Горпиничу принадлежат работы о валентности суффиксов [14, с.33-37; 16, с.63; 17, с.57; 18, с.168]. Изучение валентности суффиксов входит в группу перспективных направлений русского словообразования, связанных с проблемами появления новых лексических единиц. Анализ фонетической, корневой и суффиксальной валентности суффиксов -ок, -ец представляет собой значительный интерес как в теоретическом, так и в практическом планах. При изучении сочетаемости производных на  -ок  и -ец исследуются отношения между производным и производящим словами, описываются лексико-семантические группы, морфонологические явления, порождаемые суффиксами -ок  и -ец в русском языке, рассматривается роль суффиксов -ок  и -ец в передаче прагматической информации.

      Изучение сочетаемости суффиксов -ок и -ец позволяет уяснить механизм сочетаемости суффиксов в русском языке. Валентность суффиксов -ок, -ец вносит определённый вклад в общую теорию валентности аффиксов, позволяет показать типологию словообразования производных на -ок и -ец в русском языке.