История в лицах первых руководителей

 

1939

1939– 1941 И 1947-1959 Гг. - Найденов Иван Пантелеймонович – Первый директор учительского Института

29 июля 1936 года образована Кустанайская область, в 1937 году принята Конституция Казахской ССР, выдвигались амбициозные планы второй ударной пятилетки. В Кустанае началось свое грандиозное строительство, город рос не по дням, а по часам, статус областного центра обязывал. Упор делался на просвещение народа и организацию культурного досуга.  

Бурное развитие народного просвещения и рост потребности в учительских кадрах. К 1939 году в школах области 708 вакансий. Прибыло два десятка молодых специалистов из числа выпускников ленинградских, московских и алматинских вузов. Этого было недостаточно.

В этих условиях закономерно возникла необходимость в создании ВУЗа по подготовке педагогических кадров.

В предвоенный период знаменитый тезис «Кадры решают все» - не был простой данью партийной моде, это было самое строгое указание для всех органов власти.

Найденов Иван Пантелеймонович по решению руководства страны был направлен из столицы республики в регион для решения комплекса задач становления Учительского института.

Он был первым назначенным директором Кустанайского учительского института (приказ Народного комиссариата просвещения от 1.10.1939 г.).

К тому времени он был известным педагогом, поэтом, членом Союза писателей КазССР, за плечами которого опыт руководящей работы в сфере культуры в качестве директора объединенного оперного театра в г.Алматы.   

Найденову И.П. пришлось ускоренно осваивать малознакомые для него учебно-методическую и научную сферу деятельности, много сил и энергии вкладывать в формирование кадрового потенциала, укрепления материально-технической базы, обеспечения набора студентов на физико-математическое, естественно-географическое отделения, а также на одногодичные курсы немецкого языка.

Определенный задел был создан первым исполняющим обязанности директора Учительского института Ибраевым Даулетом, который всю свою жизнь посвятил системе образования: был учителем интерната №1, директором казахской средней школы №22, заместителем заведующего Кустанайского облОНО. За многолетний труд был удостоен званий «Отличник народного просвещения Казахской ССР», «Заслуженный учитель школы Казахской ССР».

Все же на плечи Найденова И.П. выпала непростая доля: практически с нуля создавать все условия, при этом периодически подвергаться проверке, жесткой критике со стороны руководства, получая взыскания.

В 1940-1941 учебном году вдвое выросло количество преподавателей, гордостью коллектива стал первый выпуск учителей. Выпускные экзамены довелось сдавать в первые дни начала Великой Отечественной войны.

Институт, проработав два года в довоенный период, становится учебным заведением, игравшим важнейшую роль в подготовке учительских кадров, развитии науки, образования и культуры в области. Он превращается в центр общественно-политической работы по формированию нового человека, интеллигента и педагога молодой республики. Такую справедливую оценку мы встречаем в очерках истории Института.

Этот успех был достигнут благодаря выдающимся организаторским способностям, волевому характеру, огромной работоспособности первого назначенного директора Найденов Ивана Пантелейменовича. Недаром, в послевоенный период ему снова будет доверено вновь возглавить Институт.

 С присущей ему энергичностью, но, уже обладая серьезным управленческим опытом в сфере образования он сделал многое для укрепления и развития ставшего для него родным Учительского института в условиях восстановления народного хозяйства в довоенный период.

Благодаря Найденову И.П. в 1949 г. было выделено отдельное здание по ул.Пушкина 33, материальная база включала 2 учебных зданий и 2 общежития (мужское, женское), Институт вел подготовку по 7 специальностям, кадровый потенциал был усилен талантливыми выпускниками ведущих вузов страны, кандидатами наук – педагогами по призванию. Институт возмещал затраты на проживание студентов.

Как закономерный результат – ежегодная положительная динамика выпуска студентов: 83 (1947 г.), 107 (1948 г.), 117 (1949 г.). Справочно: 1941-1949 гг. всего выпущено 690 человек.   

Новая задача которую он не успел выполнить – реализация правительственного постановления о переходе к 7-летнему обучению.

Найденов И.П. добровольцем ушёл на фронт, за проявленные боевые качества был награжден Орденом Отечественной войны II степени, Орденом Красной звезды, медалью «За боевые заслуги».

Как человек прошедший через войну, он был, как и многие его современники, прямолинеен в действиях и суждениях, настойчив в достижении поставленных целей.

15 мая 1950 г. Найденов И.П. был снят с должности директора и оставлен в старшим преподавателем, в июне 1951 года из партийных рядов, 23 августа 1951 года уволен из института.

Истинные мотивы так и остались неизвестными, а официальная версия о проявлении «хулиганства» (употребляемое в документах и других уволенных преподавателей) участника Великой Отечественной войны, награждённого двумя орденами и четырьмя медалями, является несостоятельной.

Несмотря на драматизм, с именем Найденова И.П. связано становление учительского института в предвоенные, затем возрождение в сложные послевоенные годы.

Стойко преодолев все тяготы и испытания, он остался в истории Учительского института как первый директор и сильный лидер.

1992

1950– 1957 г.г. Терентьев Степан Павлович – первый директор педагогического института

26 июля 1955 года вышел приказ Министерства просвещения КазССР о реорганизации Кустанайского учительского института в педагогический.

С 1 сентября первым директором пединститута «главной житницы республики» становится Терентьев Степан Павлович, который с 1950 года руководил этим ВУЗом в прежней организационно-правовой форме.

Краеведами отмечается, что тема целины для нашего города и области, пожалуй, узловая в истории второй половины XX века. Именно в этот период определились основные ориентиры будущего хозяйственного и социально-культурного развития всего региона.

В период с 1954 по 1956 годы в Костанайскую область приехали более 150 тысяч новоселов приблизительно 40 национальностей. Страна и регион постепенно выбиралась из «демографической ямы», связанной с последствиями военных лет. Историки образно заметили, что бывшая глухая степь огласилась строительным грохотом, шумом тракторов, гудками паровозов.

Первый директор Костанайского педагогического института, благодаря огромному опыту в сфере образования, инициативности, новаторскому подходу  сделал многое для перехода ВУЗа на новые учебные планы, решения комплекса проблем, связанной с нехваткой аудиторного фонда, квартир для преподавателей и сотрудников, отсутствием студенческого общежития.

Его биография свидетельствует о наличии целеустремленности, волевом характере и самоотверженности в деле служения любимому делу.

Он выходец из крестьянской семьи, имея за плечами 2-х классное училище, поступает в Оренбургскую учительскую семинарию, после завершения Алма-Атинского пединститута, работает учителем физики, директором школы, инспектором ГорОНО, директором учительского института в г.Петропавловске.

Терентьев С.П. успешно справился с задачей перехода на новые учебные планы, создания деканатов историко-филологического и физико-математического факультетов, наращивание кадрового потенциала и повышение квалификации и остепенности ППС, осуществление первого набора (301 студент, в т.ч. девушек 258).   

В период его руководства, проанализированы определенные итоги в связи с 15 летием Института: выпущено 1800 учителей русского языка и литературы, истории, физики и математики, естествознания и географии для Костанайской, Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской областей.

Востребованность ВУЗа была налицо, однако с особой остротой возникла ключевая проблема – не соответствие требованиям здания Института.

В декабре 1951 г. была начата работа по строительству нового корпуса Института на улице Тарана, но процесс превратился в «долгострой», завершившийся лишь в 1959 году.

В 1957 году в ходе инспекторской проверки Мнистерства просвещения КазССР даже ставился вопрос о закрытии института.

Первому директору удалось отстоять институт, хотя возведение здания в период его руководства по независящим от него обстоятельствам, все же не было завершено.   

Свою педагогическую, трудовую деятельность С.П.Терентьев завершил в качестве старшего преподавателя кафедры физики Кустанайского педагогического института, уйдя на пенсию в 1962 году.

Как отмечают профессиональные историки, краеведы в тот период времени «педагогический институт стал главным образовательным центром города и всей области».

1993

1959-1971 г.г. - Газизов Кавый Газизович – Первый ректор Кустанайского Педагогического Института

1961 года впервые вводится должность ректора. Им стал Газизов Кавый Газизович, который возглавил ВУЗ в 1959. Тогда он был назначенным директором.

К шестидесятым годам минувшего века Кустанай упрочил свою репутацию, как столица крупнейшего в стране целинного региона. Вложенные в целину огромные ресурсы дали мультипликативный эффект в виде беспрецедентного роста совхозов и их производственных мощностей, но и кардинально преобразили областной центр, который ранее представлял «большую неухоженную деревню».

Как отмечают историки-краеведы это было время довольно крутого подьема экономики страны (Семилетка: 1959-1965 г.г.), время хрущевской «оттепели» и эйфории.

Семилетний план дал старт строительству комбината костюмных тканей, мясокомбината, авторемонтного завода, расширению производственных мощностей действующих предприятий, увеличению темпов строительства социальных объектов.

Страна по праву гордилась, многими достижениями, в частности, беспримерными космическими полетами, использованием атома в мирных целях, своими гигантским заводами, гидроэлектростанциями.

В этих исторических условиях, рядовой преподаватель Кировского университета Газизов К.Г., приехав в наш регион, раскрыл свой потенциал на вновь введенном посту ректора Костанайского педагогического института.

Талантливому ученому, педагогу и руководителю удалось успешно защитить диссертацию по историческим наукам, в совершенстве владея немецким языком, неоднократно выезжать в ГДР для работы в архиве К.Либкнехта и Р.Люксембург в рамках докторского диссертационного исследования.

Его лекционные и семинарские занятия по новейшей истории Европы и Америки отличались насыщенностью фактического материала, инновационностью, высокой научностью, прививая студентам навыки глобального мышления, грамотного изложения материала, аргументированной полемики.   

Человек высокой культуры, интеллектуал, эрудит, педагог и руководитель по призванию, оставил яркий след в истории ВУЗа и в памяти людей. В нем сочетались интеллигентность, доброжелательность, порядочность, строгость и принципиальность. Однако, пожалуй, одним из ключевых свойств являлись обаятельность, харизматичность, умение расположить и даже притягивать к себе, отсутствие чиновничьей чванливости. Из воспоминаний студентов, выпускников, преподавателей можно найти следующее «классный специалист», «боготворили просто как лектора», «кумир».

Именно в его период руководства Пединститутом был завершен «долгострой» - строительство нового здания и не только.

Крупными строительными организациями, а также при участии студенческих стройотрядов были возведены учебный корпус, спортивный зал, общежития, спортивно-оздоровительный лагерь, теплицы в 300 кв. м., киностудии.

Свыше 4 тысяч студентов обучались на 6 факультетах: историко-филологическом, физико-математическом; методики начального обучения; биологии и основ сельского хозяйства; иностранных языков, по 9 специальностям: русский язык, литература и история; физика и математика; физика и ОТД; учитель начальной школы; биология; русский язык и литература (вечернее отделение); история(вечернее отделение); математика (вечернее отделение); учитель начальной школы(вечернее отделение). Кроме того, действовал рабочий факультет (рабфак) по подготовке абитуриентов для поступления (впоследствии подготовительные курсы).

В целях соответствия внешнего облика ВУЗа была разработана целая программа оформления аудиторий, коридоров, вестибюлей, залов, лестничных переходов, в основе которой единый замысел, отражающий различные стороны общественно-политической, учебной и методической деятельности факультетов и кафедр.

В результате грамотного менеджмента Первого ректора Газизова К.Г. за период с 1959 по 1971 года педагогический институт по праву стал  важнейшим очагом культуры и науки, а также научно-методическим центром всей области, выпуская высококвалифицированные кадры.

1996

1978-1992 г - Чужинов Петр Иосифович  – Первый ректор Костанайского Сельскохозяйственного Института

В августе 1978 года Чужинов П.И. назначен ректором вновь организованного Костанайского сельскохозяйственного института.

В историю аграрного региона он вошел как первый руководитель стратегически значимого ВУЗа по подготовке кадров сельскохозяйственного профиля в периоды реализации 9-11-х пятилеток плановой экономики, а затем перестройки и гласности, развала единой державы и обретения независимости Республикой Казахстан.     

В 1970-е годы  социально-экономическое развитие характеризовалось тем, что лидерами были коллективы завода химического волокна, фабрики «Большевичка», Северо-Казахстанского территориального геологического управления, производственных автотрестов и предприятий. В рамках социалистического соревнования был освоен выпуск более пятисот новых видов изделий. Удельный вес продукции легкой промышленности составлял 55%.

Ускоренными темпами развивались транспорт, связь и бытовое обслуживание. На полях, токах и хлебоприемных пунктах плечом к плечу с сельскими механизаторами трудились тысячи посланцев Кустаная.

Усиленное внимание уделялось вопросам совершенствования форм участия молодой, научной, инженерно-технической интеллигенции в ускорении научно-технического прогресса, улучшении профессиональной подготовки.

По инициативе Кустанайского областного комитета партии с 1966 года в Кустанае действовал филиал Целиноградского сельскохозяйственного института. Его первым и последним директором был Образ Анатолий Александрович – выпускник Казанского сельскохозяйственного института им.М.Горького. Под его руководством создана учебно-материальная база для самостоятельного института, который открылся в 1978 году.

Возглавивший Институт Чужинов П.И. с самого детства был человеком целеустремленным, идейным, с активной жизненной позиции и задатками лидера.

Основой становления и профессионального развития стали вступление и деятельность в комсомольской организации партии, участие в Великой Отечественной войне, учеба в Азово-Черноморском институте механизации и электрификации, в высшей партийной школы при ЦК КПСС (г.Москва).

Особо отметим, что он воевал на Ленинградском, 1-м Белорусском фронтах, командовал взводом в составе артиллерийских войск, был награжден Орденом Отечественной войны, медалями: «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

К моменту назначения ректором Чужинов П.И. состоялся как квалифицированный, опытный, эффективный управленец. В 1964 году после  окончания высшей партийной школы он был направлен в главную житницу страны  председателем Кустанайского областного объединения «Целинсельхозтехника», в 1970 году он был избран на должность директора Целинного научно-исследовательского института механизации и электрификации сельского хозяйства. С его именем связано создание материально-технической базы и формирование высококвалифицированного научно-педагогического коллектива, что справедливо было отражено в Книге Трудовой славы Института. 

Чужинов П.И. благодаря выдающимся человеческим, профессиональным и деловым качествам вывел КСХИ на беспрецедентно высокий уровень развития.  

В «Эпоху Чужинова – эпоху созидания, бурного развития и расцвета» сформировалась одна из лучших материально-технических баз среди НИИ Советского Союза: возведены корпуса инженерных, технических, аграрных специальностей, машинный двор, приобретен уникальный комплект оборудования и приборов для сбора, хранения и обработки информации, с 1980 года началась работа по комплектованию парка вычислительной техники современными ЭВМ.  

Ярко выраженная социальная политика и забота о коллективе заключалась в том, что были построены 2 девятиэтажных общежития на 1400 мест, 2 жилых дома на 190 квартир для преподавателей.

Единственная кузница высококвалифицированных специалистов для АПК региона осуществляла подготовку кадров на вновь созданных 5 факультетах, в которых на 32 кафедрах преподавали 11 докторов наук, 34 кандидата наук и доцента. Студенческий контингент превышал 4 тысяч человек, а в 1980 г. состоялся первый выпуск по специальности «Экономика и организация сельскохозяйственного производства» в количестве 52 человек. 

Закономерно, что Институт под руководством Чужинова П.И. занимал лидирующие позиции в сфере разработок и исследований в области сельского хозяйства не только в нашем регионе, но и в соседних областях.

Визитной карточкой станет передовая система организации, оперативного управления и планирования, сотрудничество с ведущими ВУЗами и научными учреждениями ближнего и дальнего зарубежья.

Первый ректор, несмотря на большую загруженность, умело сочетал административную работу с научно-педагогической, осуществляя руководство кандидатскими диссертациями, а также подготовку и издание учебников, учебных пособий, монографий, научных статей.

Будучи Учителем и Ученым по призванию, он всю сознательную жизнь посвятил служению образованию и науке и после ухода с поста ректора, успешно защитил в 1999 году докторскую диссертацию по экономическим наукам.    

В истории ВУЗа, региона и страны первый ректор КСХИ Чужинов П.И. оставил яркий след как масштабная, многогранная, харизматичная Личность талантливый руководитель, организатор, видный ученый и основоположник научной школы, воспитавший целую плеяду успешных руководителей, научно-педагогических работников, специалистов для различных сфер экономики.

2000

1989–1994 гг. и 1996-2001 г.г. -  Алдамжар Зулкарнай Алдамжарович -  Первый Ректор Костанайского Государственного Университета Им.А.Байтурсынова

Алдамжар З.А. - доктор исторических наук, профессор, почетный гражданин г.Костанай, почетный гражданин штата Техас (США), председатель совета ректоров вузов северного региона Казахстана, возглавлял университет в период ряда знаковых событий, внося собственный вклад в принятие судьбоносных решений (1989–1994 гг.- 1996-2001 г.г.).

Являясь масштабной и многогранной Личностью, выдающимся руководителем, харизматичным Лидером, истинным Патриотом, он во многом стал первопроходцем и оставил яркий след в истории Университета, региона, в системе высшего образования и науки независимого Казахстана.

На заре новой эпохи начался переход к рыночным отношениям, созидание собственной модели политической системы и социальной сфере обусловили запрос на квалифицированные кадры качественного другого уровня, что требовало качественного изменения системы высшего образования с акцентом на расширение и укрепление статуса университетов.

Практически на всем протяжении 90-х годов многие социальные стороны жизни костанайцев оставались на грани упадка. Такие нужные сферы, как образование, здравоохранение, культура, испытывали существенные трудности, наполняемости квалифицированными кадрами.

Вопрос о создании университета в северном регионе рассматривался неоднократно в Министерстве образования и науки. Историческая роль в его решении принадлежит главе Костанайской областной администрации Укину Кенжебеку Укиновичу, поскольку он обратился с ходатайством от общественности и исполнительной власти региона к Президенту, которое было одобрено.

Особо значима позиция Министра образования и науки РК Шаяхметова Ш., который проявил личную инициативу в открытии в г.Костанай государственного университета.

6 августа 1992 года было принято одно из крупнейших судьбоносных решений - в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан на базе педагогического института был образован Кустанайский государственный университет.

В это непростое время становления ВУЗом управлял талантливый руководитель, который имел глобальное стратегическое видение и обладал исключительными организаторскими способностями.

На торжественном собрании коллектива первый ректор говорил, что изменение статуса учебного заведения – это огромный подарок, прежде всего, жителям Костанайской области, ее подрастающему поколению. Теперь, чтобы получить специальность юриста, журналиста, экономиста, филолога и другие нашим детям нет необходимости отрываться от родителей и выезжать в Алмату, Караганду, Целиноград или другие города. Образование можно будет получить у себя в Кустанае. И оно будет не менее квалифицированным.

Для разработки новых учебных планов и программ изучались планы и программы Московского, Санкт-Петербургского, Казахского, Омского, Карагандинского, Уральского и многих других университетов, изучался опыт высшего образования Англии, Германии, Португалии, Польши.

Алдамжар З.А. развернул масштабную созидательную деятельность, так были сформированы новые факультеты: математический, физико-технический, казахской филологии, психологии, юридический. В целом, число факультетов было доведено до 11, которые включали 50 кафедр.

Он вложил знания, опыт, силы, частичку души для того, чтобы в 1993 году в Университете была апробирована двухступенчатая система подготовки кадров на историческом факультете по системе бакалавриат–магистратура.

Свою роль сыграли уникальные человеческие и деловые качества, огромный авторитет в академическом и профессиональном сообществе широкоэрудированного и интеллигентного ученого-историка, видного государственного и общественного деятеля  Алдамжара Зулхарная Алдамжаровича.  

Особое внимание он уделял развитию патриотизма молодежи, трепетного отношения к национальной культуре, поэтому в период его руководства впервые на постоянной основе началось осуществление наборов студентов для обучения на казахском языке.

В университете сформировалась особая корпоративная атмосфера, создавались уникальные возможности для раскрытия потенциала студентов, формировались и расширялись горизонты сотрудничества, поступательно возрастал авторитет ВУЗа в регионе, стране и на международной арене. 

В период ректорства Алдамжара З.А. состоялось еще одно событие – брендирование ВУЗа на основе обращения к историческому прошлому и увековечивания имени выдающихся деятелей.     

3 апреля 1996 г. вышло постановление Правительства Казахстана № 384 о присвоении имени Ахмета Байтурсынова Костанайскому государственному университету. 25 сентября 1998 года в рамках мероприятий, посвященных 125-летию великого казахского деятеля, был открыт Музей Ахмета Байтурсынова. 15 сентября 2000 г. был открыт памятник А.Байтурсынову на площади перед университетом.

17 ноября 1998 г. коллектив университета встречал Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева с участием которого состоялась первая международная интервидеоконференция с Оклахомским университетом (США). Спикерами и слушателями уникального интерактивного форума стали свыше 2000 студентов 5-ти ВУЗов Костанайской области, около 40 преподавателей и студентов Оклахомского университета США. Глава государства дал высокую оценку деятельности университета, назвав его одним из лучших ВУЗов страны.

2004

2001 – 2008 гг. и 2015 – 2019 гг. - Валиев Хусаин Хасенович – Первый ректор реорганизованного Костанайского государственного университета им.А.Байтурсынова

3 февраля 2004 года принято постановление Правительства Республики Казахстан о том, что из состава Актюбинского государственного университета им.К.Жубанова, КГУ имени А.Байтурсынова, Павлодарского государственного университета им.С.Торайгырова, Семипалатинского государственного университета им.Шакарима, Таразского государственного университета им.М.Х.Дулати выводились педагогические специальности, на базе которых формировались государственные педагогические институты. 

Реорганизованный Костанайский государственный университет им.А.Байтурсынова возглавил Валиев Х.Х. – доктор технических наук, профессор, академик ряда общественных научных организаций, который возглавил этот ВУЗ еще 2001 году. Стоит заметить, что он также как Алдамжар З.А. дважды становился первым руководителем университета. Второй период пришелся на 2015-2019 годы.

Валиев Х.Х всю свою сознательную жизнь посвятил системе высшего образования и науки. Он с 1992 года по 2001 годы прошел путь от аспиранта, старшего научного сотрудника, заведующего кафедрой до проректора Казахского национального технического университета имени К.Сатпаева и Северо-Казахстанского государственного университета. 

Ключевые приоритеты и перспективные задачи для ВУЗов страны были обозначены в Государственной программе развития образования на 2005-2010 годы. 

Под его руководством была пересмотрена система управления, в результате которой факультеты были преобразованы в институты. Сделан упор на повышение финансовой стабильности, укрепление материально-технической базы, повышения качества знаний и научно-исследовательской работы, внедрения новых технологий обучения в соответствии с международными стандартами, совершенствования системы набора студентов, трудоустройства выпускников.

 С именем Х.Валиева связывают такие события как разработка региональной молодежной программы «Жас Өркен»,  ежегодное проведение международной научно-практической конференции «Байтурсыновские чтения», начало подготовки докторов PhD по специальностям: «Филология», «История», «Юриспруденция», «Журналистика», расширение международных связей в связи с подготовкой к присоединению к Болонскому процессу.

Во второй период ректорства Валиева Х.Х был создан  Агротехнологический хаб впоследствии Цифровой хаб «Парасат».

Валиев Х.Х. возглавлял университет и был депутатом Костанайского областного маслихата, а в последующем оставил пост ректора в связи с избранием депутатом Сената Парламента РК.

2009

2019г - Дощанова Алма Иргибаевна - Первый ректор Костанайского регионального университета имени Ахмета Байтурсынова.

2019 год начался новый этап в жизни Костанайского государственного университета им.А.Байтурсынова, связанный с рядом кардинальных преобразований и судьбоносных решений.

19 марта Президент страны Назарбаев Н.А. объявил о своем уходе с поста, в июне избранным Главой государства стал Токаев К.К. В этом же году был принят Закон РК «О статусе педагогов», Государственная программа развития образования и науки на 2020-2025 годы, а также вышло постановление РК о реорганизации путем слияния РГП «Костанайский государственный университет имени А.Байтурсынова» и РГП «Костанайский государственный педагогический университет имени У.Султангазина». 

На этом этапе развития страны была поставлена задача по созданию в каждом регионе базового ВУЗа.

Вице-министр образования и науки РК Асылова Б.А., представляя коллективу нового ректора Дощанову А.И. отметила, что в такой ответственный период руководить университетом доверено выпускнице, человеку известному не только в регионе, но и в республике как очень грамотному, опытному руководителю с активной гражданской позицией.

К тому времени, благодаря ярко выраженным лидерским качествам, целеустремленности, энергичности, природному обаянию, новаторскому созидательному подходу директора Костанайского высшего политехнического колледжа Дощановой А.И. учебное заведение стало первым в рейтинге области, а затем первым в республиканском рейтинге.

В истории высшего политехнического колледжа, в истории региона, в истории всей республики она оставила яркий след как первый директор, создавший такой невероятный прецедент, задавший высокую планку и открывший новые горизонты развития.  

Закономерно, что успехи и достижения Дощановой А.И. были отмечены благодарственными письмами Первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, Президента Республики Казахстан Токаева К.К., первого председателя НДП «Нур Отан» Б. Байбека, Чрезвычайного и Полномочного Посла Франции в Казахстане Франсиса Этьена, акима области и города, нагрудными знаками «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан», «Білім беру ісінің құрметті қызметкері», «Белсенді қызметі үшін», памятной юбилейной медалью «Қазақстан мәслихаттарына 20-жыл».  

В условиях активного перехода на технологии четвертой промышленной революции с фокусом на подготовку профессий будущего, кардинального переосмысления педагогики для цифровой эпохи, закономерным стало согласованное с коллективом управленческое решение об институциональной трансформации в соответствии с современными вызовами.

В рамках редизайна были созданы академические институты: экономики и права, аграрно-технический, дистанционного обучения и профессионального развития, научные институты: научно-исследовательский институт прикладной биотехнологии и институт фундаментальных исследований.

Цифровой хаб трансформирован в региональный «Smart-центр», на базе которого студенты, магистранты, докторанты, профессорско-преподавательский состав могут проводить свои научные исследования в сфере цифровизации.

В быстроменяющихся условиях Костанайский государственный университет им.А.Байтурсынова всегда в тренде, а по многим ключевым позициям на шаг впереди.

Ректор университета вместе с командой придерживается принципа постоянного развития и поиска новых решений. Благодаря такой позиции были запущены крупные проекты и достигнуты значительные результаты.

Учреждение звания «почетный профессор КГУ им.А.Байтурсынова», открытие первого диссертационного совета по ветеринарным наукам, первая победа в конкурсе грантового финансирования молодых ученых на 2020-2022 годы, создание на базе университета Общественного совета согласия и доверия, опыт введения цифровых офицеров, инициирование автоматизированной системы «Талапкер 2020», проведение диагностики COVID-19 на базе Научно-исследовательского института прикладной биотехнологии, включение Smart-центра в программу развития регионального фонда «Международный технопарк IT-стартапов «Astana Hub», лидерство по количеству успешно реализуемых международных проектов «Erasmus+», строительство инжинирингового центра в рамках международного консорциума с ПАО «Камаз».      

Сегодня Университет им.А.Байтурсынова активно сотрудничает с ведущими ВУЗами стран Азии, Европы и Америки, является площадкой для проведения научных форумов, международных и республиканских конференций по широкому кругу вопросов, посвящённых фундаментальным и прикладным исследованиям.

КГУ