Цель: охарактеризовать деловой этикет как установленный порядок деловых контактов
План:
1 Деловой этикет как установленный порядок деловых контактов
2 История этикета
3 Важнейшие пять правил делового общения людей
Жизнь человека протекает в его постоянном взаимодействии, общении с другими людьми. Для того, чтобы контакты не приводили к конфликтам, не нарушали социального равновесия, чтобы повседневное общение было гармоничным, приятным и полезным, с древних времен вырабатывались правила этикета. Что такое этикет?
ЭТИКЕТ — это установленный порядок, совокупность правил, регламентирующих внешние, проявления человеческих отношений. Термин «этикет» появился в XVIII веке. Но своды правил создавались еще в Древнем Египте: около 2350 г. до н. э. Здесь была написана книга, называвшаяся «Инструкция по поведению».Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (Кун-цзы) (551- 479 г. до н. э.), основатель самого влиятельного из древнекитайских философско-религиозных течений - конфуцианства - отводил этикету (ли) особую роль. Ли-этикет, по мнению Конфуция, должен был формировать гармоничные отношения между людьми, регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях. Понятие «ли- этикет» весьма близко к значению современного европейского термина «этикет». Ли-этикет, помимо многого другого, - это норма поведения в семье, правила отношений подданных и государя. Обходительность, «красивое поведение» высоко ценились в античном мире. Как писал Аристотель, обходительность бывает трех родов: «Первый род — в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй, - когда приходят на помощь всякому бедствующему. И наконец, третий род обходительности, - когда бывают гостеприимными застольниками». Примером обходительности служило поведение Юлия Цезаря: «... когда у кого-то на обеде было подано старое масло вместо свежего и остальные гости от него отказались, он один брал его даже больше обычного, чтобы не показать, будто он упрекает хозяина в небрежности или невежливости».
Дворянскому этикету старались следовать купцы, зажиточные мещане, и это нередко приобретало нелепые, уродливые формы. Доведенные до абсурда манеры парижского и лондонского высшего света увеличивали пропасть между состоятельными слоями общества и неимущими. Ненависть эксплуатируемого большинства к эксплуатирующему меньшинству, события 1917 года и первых послереволюционных лет привели к так называемому этикетному нигилизму. За ликвидацией дворянства и буржуазии как социальных групп последовало искоренение норм этикета, принявшее формы не менее нелепые, чем многие требования этого этикета. Так, например, в 20-е годы рукопожатие объявили переносчиком инфекции, а девушки считали себя оскорбленными, если им подавали пальто. Постепенно, по мере затухания непримиримой классовой борьбы и повышения материального благополучия наших людей, классические нормы этикета стали возвращаться в жизнь. В последние годы, в связи с формированием рыночных отношений, а значит, и появлением снова класса богатых, становятся актуальными светские манеры, знание элементарных основ этикета,тонкости ведения беседы, сервировки, правильного размещения за обеденным столом и в автомобилях и т. д. Но не только в этом дело. Этикет свободный от крайностей и устаревших формальностей, не усложняет, а упрощает и делает приятнее повседневную жизнь. Его правила основаны на таких нравственных категориях как вежливость, тактичность, корректность, порядочность. Таким образом, усвоение правил этикета способствует развитию чувства такта (умения говорить и действовать с учетом индивидуальных психологических особенностей и настроения других людей), приучает сохранять собственное достоинство и уважать окружающих даже в сложных, конфликтных ситуациях. Неотъемлемой составляющей этикета является порядочность. Этикет помогает человеку удерживаться от неблаговидных поступков — таких как мелкое жульничество или воровство, клевета, кляузничество. Владение правилами этикета устраняет скованность, позволяет не обидеть делового партнера неловким словом или действием, и вместе с тем не уронить собственное достоинство и престиж фирмы. Усвоение стереотипов поведения, предлагаемых этикетом, дает возможность установить благоприятный психологический климат делового общения, что делает бизнес и успешным, и приятным. Общение с представителями других государств требует особого внимания к этикету, неукоснительного соблюдения его специальных правил и соблюдения делового имиджа. Плодотворные, взаимовыгодные отношения между государствами основываются на принципах уважения суверенитета; равенства; территориальной целостности; невмешательство во внутренние дела.
Для того, чтобы придерживаться этих принципов, существует дипломатический протокол.
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ПРОТОКОЛ - это совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых в международном общении.
Общепринятые правила протокола являются основой дипломатической практики любой страны, хотя в каждой из них имеются и определенные особенности, обусловленные спецификой национальных традиций, социального строя. Отступление от дипломатического протокола или нарушение его норм недопустимо, так как может нанести ущерб достоинству другого государства и вызвать нежелательные политические последствия.
Протокол регламентирует порядок приема глав иностранных государств или правительств, правительственных делегаций, представителей государственных и общественных организаций и деловых кругов; все виды официальных дипломатических контактов. Отношение к протоколу, внесение в него незначительных изменений (большая или меньшая торжественность, повышение или понижение уровня представительства на официальных церемониях и т. д.) используется в качестве инструмента внешней политики. Правила эти сложились на основе длительного исторического опыта. Поэтому дипломатический протокол является образцом международного общения, на который ориентируются все организации и частные лица. А что такое деловой протокол?
ДЕЛОВОЙ ПРОТОКОЛ, как и дипломатический, регламентирует порядок встреч и проводов делегаций, проведения бесед, переговоров и приемов, ведения деловой переписки, подписания договоров и соглашений и т. д. Но в отличие о дипломатического, деловой протокол соблюдается не так строго. В сфере делового общения его правила могут быть более гибкими. Тем не менее, солидные коммерческие структуры в международном общении чаще всего строго придерживаются правил дипломатического протокола.
Таким образом, деловой этикет – это правила поведения в обществе. А так же эталон делового общения, установленных правил деловой этики, соблюдение которых на заключающем этапе способствуют лучшему взаимопониманию, установлению нормальных деловых отношений в коллективе, а исходя из всего этого и процветанию и стабильности любого дела. В современном обществе владение деловым этикетом в большинстве случаев положительно сказывается на успешности предпринимателя, а соблюдение этики только сильнее подчеркивает имидж профессионала в глазах партнеров по бизнесу. При общении с зарубежными партнерами, вы просто обязаны знать правила этикета и их стран, иначе неверный шаг в разговоре или при встрече может обернуться.
Литература:
1, стр.23-34, 277
2, стр. 33-45, 100
3, стр.33-43
Контрольные вопросы:
1 Докажите, что точность и логичность – необходимые качества речи.
2 Докажите, что чистота речи – важнейшее условие культуры речевого поведения.
3 Охарактеризуйте богатство и выразительность речи как коммуникативные качества.