Деловой этикет

А. Баяхметова

Цель: охарактеризовать стиль делового общения   и его роль в создании  деловой коммуникации, мобильный этикет.      

 План:

1 Стиль делового общения.  

2 Деловая риторика     

3 Культура речи делового человека

4 Требования делового этикета, предъявляемые к пользованию визитными карточками и мобильным телефонам     

5 Этикет телефонных переговоров.  


Одной из важнейших сторон корпоративной культуры является корректное деловое общение. Деловое общение – это искусство, позволяющее войти в контакт с партнерами по бизнесу, преодолеть личные предубеждения, неприятие того или иного контрагента, достичь желаемого коммерческого результата. Под деловым общением понимается любое общение, способствующее решению коммерческих задач. К принципам делового общения относятся:

·  признание равенства и неповторимости каждого из партнеров,

·  априорное признание существования того или иного “зерна истины” в каждой точке зрения;

·  взаимное обогащение участников общения.

Важнейшие приемы установления делового контакта. Установление неформальных контактов, как правило, увеличивает и коммерческую эффективность (но это далеко не “истина в последней инстанции”).

Установление деловых контактов должно сопровождаться соблюдением следующих правил:

· перед началом переговоров необходимо получить информацию о партнере. Если же это не удалось, то переговоры следует начать со знакомства. Не сосредотачиваясь лишь на проблемах и, разумеется, не сообщая информацию конфиденциального характера, укажите не только на достижения Вашей фирмы, но и на неудачи, покажите, какого рода итогов в виде дальнейшего развития Вашего бизнеса Вы ждете от деловых контактов с новым партнером;

· стремитесь к созданию атмосферы открытости, конструктивного диалога, взаимопонимания (наряду, конечно, с естественным стремлением к максимизации эффективности);

·  оценивайте реальные возможности – это лучший способ показать свои ответственность и надежность.

Пути достижения взаимопонимания также достаточно хорошо известны, поэтому кратко перечислим их. Необходимо умение грамотно проявлять свои чувства, оставаться самим собой и, в то же время, следовать общепризнанным правилам этикета, особенно на переговорах с иностранными партнерами. Здесь, как всегда, надо “проскользнуть между двумя чудовищами”. Нельзя допускать разгула эмоций, особенно при общении с западноевропейскими, японскими, китайскими партнерами. Но не стоит превращаться в “человеческий монолит”, так как излишнее хладнокровие может и оттолкнуть от Вас. Умение понимать, видеть и слышать партнера, учитывать невербальные аспекты общения – это необходимые черты любого коммуникатора. Существуют различные оценки того, какая часть информации идет в “бессловесной” форме (в работах некоторых психологов высказывается мнение, что не вербально воспринимается добрая половина информации). Разумеется, главное, все же, умение грамотно изложить свои мысли о конкретных действиях и перспективах предстоящей совместной работы, но соблюдение дистанции в общении, корректное использование мимики и жестов будут весьма выгодными чертами для современного бизнесмена.

Правила проведения деловых совещаний.Специально остановимся на правилах проведения деловых совещаний. Деловое совещание – это обсуждение вопросов организации производства, управления фирмой, маркетинговой деятельности, проводимое первым лицом или заменяющим его специалистом. К обязательным требованиям, позволяющим сделать деловые совещания действенным инструментом создания команды единомышленников, относятся:

·  регулярность проведения;

·  сочетание обсуждения стратегических и оперативных вопросов;

· урегулирование на совещаниях вопросов корпоративных отношений (к таким вопросам можно отнести изменение приоритетов внутрифирменных отношений, уточнение функций и полномочий исполнителей, выработка новых идей, оценка результатов предыдущих программ);

· руководителю следует помнить, что совещание оказывает огромное влияние на его имидж и стиль деловых отношений.

Пиарменам, руководителям и специалистам, готовящим совещание, необходимо руководствоваться общими принципами организации такого рода мероприятий (конференций, приемов, встреч): 

· в организационной деятельности нет мелочей;

· техническая сторона организации (рабочие места участников, материалы, техническое обеспечение) должны быть безупречными;

· должен быть подготовлен ведущий (предусмотрена замена, помощники ведущего и другой вспомогательный персонал).

Особенность подготовки внутреннего совещания  – общение коллег по общим для всего коллектива проблемам – это часть корпоративной культуры, поэтому, перед началом подготовки даже короткой оперативки (если это не регулярная планерка) стоит ответить на вопросы:

· нужно ли проводить данное совещание;

· кто входит в круг лиц, без которых данное мероприятие будет невозможным;

· какие вопросы внести в повестку дня;

· нужен ли доклад руководителя, и с какими подразделениями или отдельными специалистами нужно проконсультироваться при его подготовке.

Несколько почти очевидных рекомендаций, нарушение которых встречается почти всегда:

· совещание лучше проводить не в кабинете руководителя (лучше всего, за круглым столом, чтобы подчеркнуть равенство участников);

· ведущим может быть специально подготовленный спикер, а не руководитель;

· руководитель должен переключить на секретаря все телефоны, не общаться с лицами, не участвующими в совещании;

· совещание лучше проводить в дискуссионном ключе, но если проблема неординарна, возможно применение “мозгового штурма”;

· нельзя допускать превращения интересного выступления в “литье воды”;

· неизбежные дискуссии не должны превращаться в столкновение принципов или амбиций и, тем паче, переходить “на личности”, при этом, следует уважать право на несогласие и меньшинства, и отдельного человека (кроме весьма небольшого числа случаев, в которых выполнение однозначного решения руководителя действительно необходимо).

Этапы делового общения. Грамотный стиль деятельности руководителя особенно необходим при общении с партнерами.

Во внешнем деловом общении выделяют следующие этапы (стадии):

·  установление контакта;

·  ознакомление;

·  принятие решения;

·  окончание контакта.

Начало общения и знакомство, если проходит первая встреча деловых партнеров, предполагают соблюдение ряда правил, диктуемых элементарной вежливостью, но имеющих некоторую специфику, поскольку руководитель – это лицо фирмы. После приветствия и представления необходимо сделать краткую паузу – дать партнеру возможность включиться в общение. Можно без детализации назвать проблемы предстоящих переговоров. Если переговоры проходят в Вашем офисе, то не забывайте об обязанностях хозяина. В ходе переговоров можно предложить кофе, минеральную воду и тому подобное, по окончании – фуршет. Вовсе не нужна излишняя роскошь. Она, вполне вероятно, вызовет подозрения, что Вы стремитесь “пустить пыль в глаза”. Если Ваши партнеры – еще не “раскрученная” фирма, то тем более стремление “подавить” роскошью может испортить контакт. Другие обязанности хозяина коротко напомним. Помещение для переговоров должно быть подготовлено в техническом отношении. На столах должны лежать блокноты и ручки, папки с символикой Вашей фирмы.

Стиль делового общения – это система средств, приемов, механизмов, способов воздействия на партнера для достижения положительных результатов коммуникации, элементами которого являются:

· комплексность всех мероприятий;

· знание возможностей партнера;

· умение маневрировать ресурсами (финансовыми, материальными, временем);

· грамотное распределение и перераспределение обязанностей, прав и полномочий, ответственности между партнерами.

Основные виды делового стиля:

· авторитарный, к характеристикам которого относятся поддержание дистанции, подчеркивание превосходства;

· демократичный, предусматривающий равноправие участников;

· проблемно-целевой, которые предусматривает определение характера общения ситуацией.

Авторитаризм нежелателен (хотя и часто встречается) в общении “начальник-подчиненный”. Демократичный стиль иногда порождает “обратную” проблему: неформализация общения не всегда желательна. Проблемно-целевой подход, сосредоточенность на проблеме и путях ее решения требует высокой квалификации, причем как профессиональной, так и коммуникативной, участников переговоров.

Умеете ли вы разговаривать по мобильному телефону? Если ответом будет твердое «да», возникает второй вопрос: разделяют ли вашу уверенность окружающие вас люди? В свете стремительного «омобиливания» населения вопрос мобильного этикета становится актуальнее с каждым днем. Этикет мобильного общения пока еще находится в стадии формирования, но некоторые правила поведения уже считаются нормой.

Правила хорошего тона

■ Необходимо установить минимальную громкость звонка там, где мы находимся вместе с другими людьми, например, в ресторане или кафе, в офисе, на выставке, в музеях, кинотеатрах и библиотеках. В течение рабочего дня в офисе должен быть включен беззвучный режим нажатия кнопок. Часто ваших коллег отвлекают не столько разговоры, сколько «пиканье» телефона (например, при наборе текстовых сообщений).

■ Не стоит класть телефон на стол в ресторане только потому, что вам могут позвонить. Вы отлично услышите звонок, если оставите мобильный в сумке.

■ Если присутствуете на деловых переговорах, установите беззвучный режим работы телефона.

■ Ни в коем случае нельзя использовать в качестве мелодии входящего звонка то, что может оскорбить окружающих (грубые слова или резкие звуки, нецензурная лексика и т.п.).

■ Если во время совещания вы ждете важный звонок, лучше предупредить об этом коллег заранее. Чтобы поговорить по телефону, надо извиниться и выйти в коридор.

■ Если требуется выключить телефон – выключите его. В больницах и самолетах мобильный может нарушить работу оборудования. В церквях, театрах и т.п. эти правила введены тоже не просто так. Нужно срочно позвонить – покиньте запретную зону. В любом случае руководствуйтесь здравым смыслом, а если вы не уверены в том, что в данном месте можно разговаривать по мобильному, лучше воздержитесь от звонков.

■ Учитывая, что у каждого человека есть личное пространство, старайтесь отойти хотя бы на 5 метров для того, чтобы поговорить по телефону. Если это невозможно, перезвоните позже. Переполненные комнаты, туннели и переходы – не место для разговоров по мобильному. Если в многолюдном помещении вам необходимо ответить, примите звонок, но не начинайте говорить, пока не выйдете из комнаты. Ничто так не раздражает окружающих, как долго звонящий телефон.

■ В общественных местах разговаривать по телефону желательно вполголоса, чтобы не мешать окружающим.

■ При совершении звонка в первую очередь поинтересуйтесь, удобно ли в данный момент говорить вашему собеседнику.

■ Деловой разговор длится в среднем от трех до семи минут. За это время нужно успеть не только правильно сформулировать мысль, но и несколько раз обратиться к собеседнику по имени. В начале разговора необходимо представиться. По славянской традиции сначала называют имя, а потом фамилию.

■ Во время разговора собеседник не должен долго молчать, выслушивая монолог на другом конце провода. Время от времени не возбраняется поддакивать, реагировать на слова, что-то уточнять. Секретарям рекомендуют улыбаться во время разговора по телефону – говорят, улыбка «слышна».

■ По правилам этикета перезванивает и первым заканчивает разговор инициатор звонка. В начале разговора желательно поинтересоваться у собеседника, сколько у него есть времени на разговор. Когда закончите разговор, дождитесь, чтобы собеседник первым положил трубку. В этом случае у него не сложится мнение, что вы оборвали разговор.

■ Не забывайте в конце разговора поблагодарить собеседника за то, что он уделил вам время и предоставил нужную информацию.

■ Звонить в будние дни на мобильный (и на домашний) телефон ранее 08:00 и позднее 22:00 считается дурным тоном. Количество гудков не должно быть больше пяти. Не рекомендуется звонить в первой половине дня понедельника; во второй половине дня пятницы; в первый и последний час рабочего времени; в обеденный перерыв, если таковой существует.

■ Отправлять SMS-сообщения можно в любое время суток. Если аппарат абонента выключен или находится вне зоны действия сети, то SMS будет получено сразу же после включения.

■ Если вы были заняты и не ответили на входящий звонок, необходимо перезвонить абоненту в течение двух часов. Позже этого времени абонент может побеспокоить вас своим звонком повторно.

■ Не забывайте о необходимости использовать гарнитуру hands-free во время управления автомобилем (пункт 12.36 Правил дорожного движения, штраф за данное правонарушение составляет 300 рублей). Но имейте в виду, что во время разговора по телефону у вас в любом случае снижается концентрация внимания.

■ Чужие телефоны – это запретная зона. Не следует читать SMS-сообщения и просматривать список звонков на чужом телефоне. Не звоните с чужого аппарата без разрешения владельца. Не давайте номера мобильных третьим лицам. Уважайте право человека на личную жизнь[1]. 

Телефонные табу

Всегда помните, что человек на другом конце провода чутко улавливает ваше к нему отношение. Ваш стиль общения порождает ответную реакцию. В ходе телефонных переговоров не следует:

● хмуриться, говорить монотонным и усталым голосом;

● ставить собеседника в неловкое положение своим бормотанием и нечеткой дикцией;

● перескакивать с одной темы на другую, перебивать;

● уклоняться от темы разговора;

● делать обвинительные замечания, конфликтовать;

● совмещать разговор по телефону с другими делами;

● слишком долго не подавать «признаков жизни», не выражать заинтересованность в разговоре;

● затягивать беседу;

● резко вешать трубку.

Кому-то прочитанное может показаться пустым и длинным нравоучением. Однако есть смысл не просто просмотреть вроде бы очевидные рекомендации, а сравнить их с собственным стилем общения. Пожалевшие о потерянном на чтение времени могут взглянуть на это с точки зрения экономии: к примеру, известная компания за свои тренинги «Этикет телефонного общения» берет от 150 до 200 долларов в час (!).

Мобильный телефон опасен для здоровья

В результате различных многолетних исследований найдены доказательства негативного воздействия мобильной связи на наш организм.

■ Британские, шведские и американские врачи утверждают, что мобильники повышают риск заболевания раком мозга вследствие электромагнитного излучения.

■ Ученые из Шведского национального института труда пришли к выводу, что у тех, кто ежедневно подолгу говорит по мобильному, наблюдаются головные боли, повышенная сонливость либо наоборот – бессонница, рассеянность сознания и даже провалы памяти.

■ По данным ВОЗ, если разговаривать по сотовому телефону более часа в день, заметно ухудшается зрение и слух. Виновно в этих недомоганиях пульсирующее электромагнитное поле.

■ Английские исследователи трубят о том, что электромагнитные волны, исходящие из сотового, разрушают иммунную систему. Следовательно, мы начинаем чаще простужаться, быстрее заражаться и дольше болеть. Также английские врачи пришли к выводу, что постоянное излучение мобильного телефона негативно влияет на желудочно-кишечный тракт.

■ По телеканалу CNews сообщалось о том, что мобильные телефоны могут провоцировать астму и экзему, разрушают клетки крови и вредят мужскому здоровью. Но особую опасность они представляют для растущего детского организма. Кстати, в Великобритании прекращена продажа мобильников, предназначенных специально для детей.

■ Ирландские специалисты считают, мобильные телефоны провоцируют некоторые заболевания кожи (высыпания, раздражение), потому как проведенные исследования выявили, что трубка – почти рассадник бактерий.

■ Использовать мобильный во время грозы опасно, поскольку он является проводником электрического разряда и может спровоцировать попадание в человека молнии. При этом совсем не обязательно разговаривать по телефону, достаточно того, чтобы он был включен.

Можно ли как-то минимизировать негативные последствия использования сотовых телефонов? Есть несколько несложных правил.

При покупке нового мобильного обязательно проверяйте, соответствует ли он требованиям стандарта FCC. Требуйте копию сертификата на конкретную модель.

■ Выбирайте сотовую компанию, обеспечивающую максимально плотное расположение ретрансляторов. Чем больше телефон напрягается в поисках базовой станции, тем сильнее его вредное воздействие на ваш мозг.

■ Не стоит разговаривать по мобильному, находясь в машине, –излучение телефона отражается от металлического корпуса авто и увеличивается в несколько раз. В десятки раз возрастает излучение, когда вы говорите по телефону в зоне слабого действия сигнала (вокзалы, аэропорты, метро, туннели).

■ Говорить по мобильному рекомендуется не дольше пяти минут подряд, а между беседами лучше соблюдать 15-минутный интервал.

■ Ночью не кладите телефон рядом со своей кроватью, более-менее безопасное расстояние составляет 2 метра, поскольку даже неработающий мобильный может помешать вам выспаться. По утверждениям российских ученых, излучение мобильного телефона даже в неактивном состоянии негативно воздействует на нервную систему, нарушая нормальное чередование фаз сна.   

         

 Литература:

1, стр.23-34, 277

2, стр. 33-45, 100

3, стр.33-43

 

Контрольные вопросы:

 

1  Дайте понятие о стиле делового общения. 

2 Докажите, что точность и логичность – необходимые качества речи.

2 Докажите, что чистота речи – важнейшее условие культуры речевого поведения.

3 Охарактеризуйте богатство и выразительность речи как коммуникативные качества.

4 Охарактеризуйте требования делового этикета, предъявляемые к пользованию визитными карточками и мобильным телефонам, этикет телефонных переговоров.    


Copyright © 2013. КГУ имени  А.Байтурсынова