Практические задания: Культура речи

Задание 1. Расставьте ударение в словах.

Автозаводская, баловаться, баржа, воздухопровод, воспринять, высоко, высококачественный, бомбардировать, валовой, квартал, обеспечение, ходатайство, диспансер, договор, дремота, ломоть, мышление, намерение, диоптрия, симметрия, маркетинг, факсимиле, единовременный, оптовый, премированный, завидно, искони, закупорить, звонит, маркировать, августовский, приобретение, мусоропровод, откупорить, ветеринария, агрономия, газопровод, иконопись, заиндеветь, кремень, гастрономия, мастерски, украинский, каталог, бензопровод, камбала, асбест, снята, облегчить, плесневеть, пломбировать, принудить, усугубить, черпать, упрочение, кладовая, недуг, премирование, столяр, красивее, втридорога, донельзя, заржаветь, договоренность, алкоголь, досуг, исподволь, наотмашь, отчасти, мельком, сосредоточение, кичиться.

Задание 2. Правильно произнесите и  запишите словами все числительные, строго следя за правильным образованием падежных форм

1. Основной текст курсовой работы  изложен на 184 страницах.

2. Библиография состоит из 428 наименований.

3. Рассчитанная по этим данным теплота смешения компонентов висмута и платины равна 215,5 кДж/моль

4. Экспериментально определенное значение потенциала дополнительного пика равно 0,2 В.

5. Нужно было проделать более 600 измерений, чтобы разработать оптимальный режим работы регулятора.

6. Параметр кристаллической решетки равен 8,353, что совпадает с литературными данными.

Задание 3. Исправьте речевые ошибки, связанные с незнанием лексического значения слова.

1.Активисты внесли значительную лепту в организацию праздника. 2. Он двадцать лет проработал в торговле, хотя с детства мечтал стать коммерсантом. 3. Помещики жестоко обращались со своими придворными. 4.Во время интервала между занятиями в аудиторию вошел куратор группы. 5. Интерьер нашего двора очень красивый. 6. Кондитерская фабрика наладила выпуск конфет, пользующихся большим спросом, поэтому оказалась теперь банкротом. 7.Путёвки в санаторий получили и конструкторы новых сортов пшеницы. 8. Данный вопрос не входит в нашу миссию. 9. Базаров – молодой человек с захудалым лицом. 10. Девушка изменила имя Анна на Ганну, считая, что последнее импонирует ее внешности. 11. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актер в золоченом амплуа. 12. К подъезду подъехала тройка лошадей с крытым саквояжем.

Задание 4. Найдите и исправьте ошибки в сочетаемости слов.

1. Побывав в театре, я часто стала думать, способна ли я на такие поступки, которые делают герои спектакля. 2. Хорошими результатами мы не блестим. 3. Задача, которая была поставлена перед нами, была достигнута. 4. Воздух чистый, солнце греет ярче, дышится свежо. 5. Группа студентов пришла слушать факультативный лекций по морфологии современного русского языка. 6. На овощную фабрику требуются мужчины для засолки, женщины для закваски. 7. Зина купила карие чулки. 8. Это произошло глубокой весной. 9. У моей подруги большие каштановые глаза. 10. Студенты пристально слушали лекцию преподавателя. 11. Он испытывал крепкую ненависть к своему соседу. 12. Если долго путешествовать по странам, можно очень заскучать по родным местам. 13. Покупка квартиры  в престижном районе причинила удовольствие. 14. Задача, поставленная перед нами, достигнута.

Задание 5. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1. Я в свой адрес услышала множество обидчивых слов.2. Любой поступок заслуживает осуждения. 3. Любой проступок заслуживает похвалы. 4. Девушка была одета в цветистое платье. 5. Мама приготовила сытый завтрак.6. Наш кот Васька важно прошёл на кухню. 7. Ученик отвечал на вопросы учителя с каким-то виновным лицом. 8. Чтобы почаще бывать в тренажерном зале, я купил абонемент. 9. Студенты быстро освоили материал. 10. Всё вокруг было привлекательно: и близкие, и далёкие холмы. 11. Моя сестра такая практическая, она никогда не выбрасывает старые вещи. 12. В новых кварталах города в основном находятся самые высотные дома.  13. Мы с другом живём в одном доме, но на различных этажах. 14. Моего братика в десятимесячном возрасте перевели на искусное вскармливание. 15. Старые семейные фотографии были сохранены потому, что бабушка была очень бережная. 16. В жаркий день приятно походить по теневым аллеям. 17.  В конце учебного пособия был приведён список рекомендательной литературы. 18. Ранние произведения поэта доступны и понятливы каждому. 19. Были проведены отборные соревнования по художественной гимнастике. 20. Он не любил работать и вёл праздничный образ жизни.

Задание 6. Найдите в предложениях тавтологию и плеоназм. Исправьте речевые ошибки.

1. Работа была выполнена небрежно и неряшливо. 2. Ребята нашего класса не смогли пойти в поход, потому что шёл проливной ливень.3. Моя сестра в прошлом году окончила университет и получила высшее образование. 4. Когда я работаю,  у меня сразу же потеют ладони рук. 5. Прейскурант цен был сразу же вывешен на витрине. 6. Впереди лидирует велосипедист под номером 10. 7. Выступление лектора было сумбурным, непродуманным, поэтому было трудно уловить его главную суть. 11. Между нами уже не существует существенной разницы. 12. Образ Павлуши в рассказе «Бежин луг» нарисован Тургеневым с большим расположением и симпатией. 13. На выполнение порученного задания понадобилось более трёх часов времени. 14. В «Грозе» автором обличается самодурство, деспотизм и произвол купцов. 15. В киоске можно купить памятные подарки и сувениры. 16. Народ сумеет отстоять свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. 16. Студенты первого курса активно готовятся к зимней сессии, к экзаменам. 17. Тёплые весенние дни пришлись на начало апреля. 18. На портрете он изображён и сбоку, и в профиль.

Задание 7. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаний.

1. Цыплят, как правило, считают по очереди. 2. Она ушла, как француженка, по-английски. 3. Ребята трудились в поте лиц, а, завершив работу, почувствовали облегчение. 4. Всё сейчас пойдёт по своим делам. 5. В спортивном зале будет первое боевое крещение спортсменов. 6. Музыка Бетховена оказала сильное впечатление на всех присутствующих. 7. Психологи считают, что взаимопонимание и доверие играют большое значение в семейной жизни. 8.  Неожиданно среди всеобщей тишины раздался гомерический хохот. 9.Рабочие на стройке занимались сизифовым делом, разгружая и перекладывая кирпич вручную, снова нагружая и поднимая наверх, к лесам. 10. Каждый из участников конкурса внёс свою бесценную лепту в сокровищницу театрального искусства.

Задание 8. Исправьте речевые ошибки

1. Заглавную роль в фильме «А зори здесь тихие…» играет Мартынов. 2. Я кушаю фрукты каждый день. 3. Вперёд думай, а потом отвечай. 4. За дорогой на вершине холма – лес, а на его склонах раскинулись луга. 5. В книге говорится о дружбе группы, о том, как они болеют за успеваемость. 6. Своими соображениями о новом методе он поделился с коллегой по работе. 7. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений. 8. Ваше согласие играет для меня большое значение. 9. Я предприму усилия, чтобы сдать экзамен по русскому языку. 10. Он очень практический человек. 11. Благодаря наводнению люди остались без крова. 12. Каждый тракторист был закреплен за определенным трактором, который следил за его состоянием. 13. Подъезжая к станции и глядя на вокзал в окно, меня охватила внезапная радость. 14. Глядя на берёзу, мне вспомнилась родина. 15. Живущие родственники в Германии, приехав в Костанай, остановились у нас. 16. Сквозь щели в крыше проникает два солнечных луча. 17. В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Италия и другие. 18. Если цветы сразу же не поставить в вазу, они будут еще вялее. 19. Шел ливень и два студента, один – в университет, другой – в плаще. 20. Казахстанские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только казахстанские, но и зарубежные спортсмены. 21. В высокой вазе цветы будут выглядеть более красивее. 22. Мальчик навзничь упал на землю, уткнувшись лицом в ладони рук. 23. Город обеспечит молочными продуктами новый завод в Костанае. 24. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. 25. Дедушка пришел на концерт послушать выступление его внука. 26. Самый наибольший вред наносит человеку курение. 27. Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь. 28. Наиболее высочайшие здания в мире находятся в городе Нью-Йорке.

Задание 9. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях. Укажите речевые ошибки (неправильный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология и др.). Исправьте предложения.

1. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. 2. На качество направлены многие темы, разрабатываемые учеными.

3. Борьба с гриппом – очень важное мероприятие, сокращающее здоровье граждан.

4. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей. 5. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 6. На уроках русского языка ученики учатся находить в целом тексте речевые формы, которые учитель учит их находить. 7. Беседа, которую мы с вами провели, подошла к своему завершающему концу. 8. В дальнейшем развитии сюжета нас ожидает немало неожиданностей и интересных сюрпризов. 9. Предполагаемый район геологоразведки изобиловал болотами, несметным количеством комаров. 10. Выбранная тематика весьма актуальна в данный момент времени.

Задание 10. Исправьте ошибки в предложенных фрагментах учебно-научных текстов (неправильное употребление предлогов, выбор падежа).

1. Из-за несовместимости отечественного бухгалтерского учета зарубежному в нашей стране используются почти исключительно отечественные бухгалтерские программы. 2. Принятие гипотезы о молекулярной структуре пространства позволит экспериментально исследовать истинную размерность физического пространства и возможностей его изменения. 3.Согласно этого мы уделим больше внимания второй точке зрения, чтобы быть способным рассмотреть по возможности больше число реакций. 4. Она ответственна взаимодействием подсистем всех уровней в процессе работы, строит план вычислений, управляет решением задач и обеспечивает сопряжение данных. 5. Благодаря импорта и экспорта файлов в разных форматах «Монтажный стол» можно использовать тогда, где необходимо подготовить какие-либо файлы в формате RTF для Windows. 6. Эти данные были подтверждены в результате изучения тонкой структуры электрических полей, генерируемых рыбами в аквариуме. 7. Главная идея концепции, по мнениям авторов, состоит в формировании у будущих инженеров мышления, основанного на органической взаимосвязи инженерного и коммерческого подходов в решении профессиональных задач. 8. Ввиду квантовых устройств можно будет решать такие математические задачи, как разложение на множители тысячных чисел.

Задание 11. Раскройте содержание понятия «культура речи» в значении «речевая культура человека»

Задание 12. Укажите в соответствии с современной акцентологической нормой ударение в приведённых ниже словах

   Апокриф, атлас (геогр.),атлас (ткань), ассиметрия, безудержный, бунгало, бюрократия, великовозрастный, втридорога, ветеринария, видения (призраки), вязанка (вязаное изделие), вязанка (связка дров), гербовая, гастрономия, досуг, дремота, диоптрия, диспансер, догмат, донельзя, знамение, изобретение, значимость, кремень, каучук, камбала, кладовая, каллиграфия, кирзовый, кухонный, кашлянуть, лиловеть, ломота, мокрота (слизистое выделение), мокрота (сырость), морщины, мальчиковый, маркер, миловать, мытарство, некролог, нефепровод, недуг, наголо, низина (низкое место), низина (малая высота), нововведение, острота (остроумное выражение), острота (свойство острого), опошлить, обнявшись, обогнутый, приданое, пасквиль, похороны, партер, пахнуть (издавать запахи), пахнуть (повеять), ракурс, ритор, созыв, старина (былина), старина (древность, старик), соболезнование, трусить(бояться), трусить (ехать трусцой; трясти), толика, тигровый, упрочение, угольный (от уголь), угольный (от угол), удить, узаконение, феерия, христианин, экипировать, экслибрис.

Задание 13. Выпишите глаголы, образуйте формы прошедшего времени множественного числа и женского рода единственного числа. Расставьте ударения и объясните его постановку.

Образец: Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты… Пережил – пережили (перестрадать) – пережила (относится к группе глаголов с ударением  на приставке во всех формах, кроме женского рода, в которой оно переходит на окончание). Разлюбил – разлюбили – разлюбила (относится к группе глаголов с ударением на основе во всех формах).

1. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастёт народная тропа. 2. Жил старик со своею старухой. У самого синего моря. 3. Теперь моя череда, Условия сам назначу, Задам тебе, враженок, задачу. Посмотрим, какова у тебя сила. 4. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. 5. Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. 6. Белку холят, берегут. 7. …Слуги белку стерегут.  8. Царь Салтан зовёт их в гости. 9. Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету. 10. Он прислал тебе поклон… отдаёт ей войско честь.

Задание 14. Классифицируйте ошибки и устраните их.

Синтаксическая ошибка. 2. Неуместное использование фразеологизмов. 3. Неправильное употребление падежных форм числительных. 4. Неправильный выбор лексического эквивалента, нарушение лексической сочетаемости. 5. Плеоназмы, тавтология. 6. Речевая недостаточность. 7. Смешение паронимов. 8. Стилистически неправильный выбор языковых средств

 1. Мы уже опаздывали и бежали очертя голову. 2. Он действительно работал, положа руку на сердце. 3. Работы здесь хоть пруд пруди. 4. В классе нерегулярно вентилируют помещение. 5. Ученики сами могут поставить вопросы выступающему. 6. Я хочу выучить язык так, чтобы меня не могли отличить от англоязычного населения. 7. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям воплотиться в единое княжество и встать на защиту русской земли. 8. Понял я всё – ёкнуло у меня под ложечкой. 9. Ему очень печально, но в то же время интересно читать эту книгу. 10. Это свойство свойственно всем писателям. 11. 12. Перед началом учёбы я обратно прочёл произведения Л.Толстого. 13. Фирма объявила о свободной вакансии.14.  Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. 15. Конюх придерживал коня, боясь, что она опять взбрыкнёт. 16. Учитель принуждён был ещё раз объяснить новый материал.17.  Главное для писателя – душевный мир человека. Татьяна, это самое, была, это самое, любимой героиней Пушкина.18. Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами. Сбор дошёл до двух тысяч триста семьдесят пять литров. 19. Расстояние измеряется восьмью тысячами семьюстами шестьюдесятью девятью километрами. Я прыснул и мы оба засмеялись.

Задание 15. Найдите ошибки, объясните, в чём они заключаются. Исправьте предложения.

1. Говорят, полезно мыть волосы новой шампунью. 2. Я купила пять метров красивой тюли. 3. Директорша рассказывала о планах на будущее. 4. Всё свои творческие дарования писатель отдавал людям. 5. Погоды стояли тёплые.  6. Уже организована продажа елочной игрушки. 7. Поезд останавливался на всякой станции. 8. Новую дали книгу мне почитать. 9. Все эти мероприятия  рассчитаны на благо природе. 10. Писатель, он всегда должен быть в гуще событий.

Задание 16. Объясните значение следующих заимствованных слов. При необходимости воспользуйтесь словарями.

Адаптация, альтернатива, апелляция, аудиенция, аффект, девальвация, дифирамб, имидж, импозантный, конъюнктура, корпорация, лаконичный, лимит, лицензия, лояльный, мониторинг, ортодоксальный, прецедент, реноме, репутация, фактор, эвфемизм, эксклюзивный.

Задание 17. Правильно ли употреблены слова иноязычного происхождения в приведенных ниже предложениях? Исправьте предложения, в которых допущены ошибки.

1. Для свободных игр выносим на площадку много различных атрибутов: вожжи, санки, шапочки. 2. Обилие аксессуаров отягощает сюжет, отвлекая внимание от главного. 3. В классе нерегулярно вентилируют помещение. 4. Выступающий оперирует положительными примерами из жизни группы. 5. Важным фактором хорошего качества знаний являются систематические занятия.

Задание 18. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представить - предоставить.

1. Мне ... квартиру (дали, выделили). 2 ... вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить). 3. Нужно срочно ... отчет о работе (дать, вручить...). 4. ... вам моего друга (знакомлю). 5. Отца ... к ордену (наградили). 6. Все меня ... чудаком (считают, называют). 7. Фильм был ... на фестивале (показан). 8. Актер умел ... пение соловья (копировать). 9. Этот дом ... собой небольшой замок (является).

Задание 19. Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

1. Перед нами (встал - стал) вопрос... 2. Отчет (представляется -предоставляется) в двух экземплярах. 3. Актер играл (главную - заглавную) роль. 4. Девочка (одела - надела) маскарадный костюм. 5. Учитель (провел -произвел) опрос учащихся.

Задание 20. Объясните разницу в значении словосочетаний.

1. Опасный человек - опасливый человек; 2. Освоить прочитанное -усвоить прочитанное; 3. Обсудить действия - осудить действия; 4. Представить возможность - предоставить возможность; 5. Демократический метод -демократичный метод; 6. Тактичные шаги - тактические шаги; 7. Техническое исполнение - техническое исполнение; 8. Хозяйские дела - хозяйственные дела.

Задание 21. В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.

1. Большая половина игры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. Подавляющее количество заданий было выполнено. 6. Особенный интерес ученики проявили к выставке школьных поделок.

Задание 22. Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.

1. Милая, добрая, отзывчивая - так отзывались о ней все. 2. Автор "Слова о полку Игореве" считает, что следовать рассказам Бояна не следует. 3. Это свойство свойственно всем писателям. 4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 5. Питательная маска подпитывает кожу. 6. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства. 7. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.

Задание 23. Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина "Евгений Онегин" является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У нее были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству. 11. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши шансы.

Задание 24. Найдите ошибки, связанные с неполнотой высказывания, и дополните предложения необходимыми лексическими элементами.

1. Центр "Русская книга" объявляет конкурс на лучшую аннотацию к любой книге из нашего ассортимента. Лучшие будут приглашены к сотрудничеству в газете. 2. Наши дворники обязаны были посыпать песком тротуары, мосты и другие, что в их ведении. 3. На уроках ребята хорошо ведут. 4. Необходимо повысить эффективность. 5. Я уже чувствую после болезни хорошо.

Задание 25. Исправьте ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний. Определите вид ошибки.

1. В этом движении важную скрипку играют христианские демократы. 2. Я не верю политику, который красиво фразы сыпет бисером. 3. В Голливуде начались слухи о том, что будет сниматься биографический фильм о Лиз Тейлор. 4. Для всей школы этот ученик стал басней во языцех. 5. Один за одним друзья вышли из школы. 6. Еще совсем недавно ему пели фимиамы. 7. Нельзя всех мерить под одну гребенку. 8. Получить фиаско может каждый спортсмен. 9. Ночь, наступившая среди бела дня, не могла не навести ужаса на суеверных людей ХИ века. 10. Прятаться за чужие широкие спины— дело недостойное.

Задание 26. Составьте словосочетания с приведенными ниже существительными в соответствии с их родом.

а) Авеню, СГУ, бра, боа, вуз, лебедь, Онтарио, плащ-палатка, фирма-получатель, тюль, ФСБ, цунами, Чили, шампунь, киви, усадьба-музей, школа-интернат, СП, манго, каратэ, дзюдо, алоэ, рагу, шасси, ГРЭС, безе, кашпо, пенальти, МЧС, какао, фламенко.

б) Бланк..., брон..., плацкарт..., киоск..., рельс..., простын...


Задание 27. Составьте словосочетания, употребив слова а) в форме им. пад. мн.ч. и б) в форме род. пад. мн.ч. Сопоставьте данные разных словарей о возможных вариантах в образовании падежных форм.

а) в форме им. пад. мн.ч.: архитектор, борт, боцман, бухгалтер, ветер, выговор, год, директор, диспетчер, договор, доктор, доля, джемпер, инженер, инспектор, компас, конструктор, лектор, приговор, прожектор, профессор, свитер, слесарь, снайпер, сплетня, сорт, столяр, сторож, редактор, токарь, торт, трюфель, улей, шторм, яблоня, якорь.

б) в форме род. пад. мн.ч.: ампер, басня, блюдце, брелок, бюллетень, верховье, вольт, гектар, гренадер, гусар; брызги, вафли, дела, клипсы, макароны, микроны, нападки, партизаны, рельсы, сумерки, солдаты, шампиньоны, цапли, ясли.

Задание 28. Закончите фразу, поставив слова в скобках в нужную форму. Есть ли среди данных слов такие, которые могут образовывать вариантные падежные формы?

1. В магазине было много фруктов и овощей: (абрикосы, ананасы, апельсины, бананы, баклажаны, вишни, дыни, лимоны, персики, помидоры, яблоки).

2. На складе осталось мало: (ботинки, гольфы, джинсы, кеды, кроссовки, лосины, носки, сандалии, сапоги, тапки, туфли, чулки).

3. Мы купили множество полезных в хозяйстве вещей: (грабли, вилы, кочерги, ножницы, тиски, плоскогубцы, щипцы).

4. В шкафу аккуратно лежат комплекты: (наволочки, одеяла, пледы, пододеяльники, подушки, покрывала, полотенца).

5. У нее не было ни шелковых (чулки), ни замшевых (перчатки) - ничего, кроме старых (платья), и грубых (туфли).

6.   Ему пришлось долго жить среди (армяне, башкиры, буряты, грузины, туркмены, румыны, турки, цыгане), а потом - среди (белорусы, казахи, киргизы, чеченцы, таджики, якуты).

Задание 29. Заполните пропуски подходящими по смыслу словами.

1. Редактор заметил ... в тексте. Мы получили новые ... (пропуска, пропуски). 2. Это были веселые ... в армию. Слышно, как гудят... (провода, проводы). 3. Неоплаченные ... У нас с ним старые ... (счеты, счета). 4. Везде стояли увядшие... Стены кабинета окрашены в светлые (цветы, цвета). 5. Танковые ... двигались на юг. Быстро поднялись новые (корпусы, корпуса). 6. У машины отказали ... Некомпетентность и непрофессионализм (тормоза, тормозы).

Задание 30. Найдите предложения, в которых имеются нарушения норм употребления прилагательных, и отредактируйте их.

1. Разработка морских нефтяных месторождений становится более интенсивнее. 2. Комната низкая для такой мебели. 3. Этот учитель более строгий. 4. Этот удар оказался ловче предыдущего: мяч достиг цели. 5. Показатели у первой группы были более выше, чем у второй. 6. Дипломная работа должна быть переплетенная. 7. У мамы характер мягче, чем у бабушки.

8. Такие объяснения в корне ошибочны. 9. Поступок имел самые тяжелейшие последствия. 10. Более замечательнее города, чем Санкт-Петербург, я не знаю.

Задание 31. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме, следите за правильным произношением. Перепишите предложения, записав числительные словами.

1. Немного статистики. Большая часть из 1673 дорожно-транспортных происшествий в этом году произошла по вине пешеходов. Из 2345 пострадавших получили тяжелые травмы более 790 человек. 655 водителями, увы, совершены наезды в нетрезвом виде. Этим 655 водителям хотелось бы напомнить: "Меньше выпьешь - дальше будешь!" Я прощаюсь с вами. Удачи на дорогах!

2. 1) К 345 прибавить 157. 2) От 964 отнять 89. 3) 10 сложить 798. 4) Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5) Деревня находится в 163 (километр) от города. 6) Проведен социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий.

Задание 32. Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. На автобусной остановке стояло четверо мужчин и двое женщин. 2. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов. 3. Город находится в полуторах тысячах миль отсюда. 4. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов. 5. Поезд прошел более полуторосот километров. 6. У голубя оказались кольца на обоих лапах.

Задание 33. Исправьте ошибки, где это необходимо.

1. Пойдем мимо ихних ворот. 2. Скольки карандашей не хватает? 3. Брат решает задачи лучше него. 4. Когда в университет приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки. 5. Народ не понимает причин кризиса. Они полагают, что их главный враг - интеллигенция. 6. Выросло целое поколение, для которых война - история.

Задание 34. От данных глаголов образуйте форму настоящего или будущего простого времени, 3-го лица, единственного числа (прочитать - (он, она) прочитает). Учтите,  что от некоторых глаголов  может быть образовано две формы в зависимости от смысла. От этих же глаголов образуйте возможные формы причастий и деепричастий.

Обстричь,  обречь,  бриться, махать,  колыхать, полоскать, брызгать, капать, двигать.

Задание 35. Исправьте ошибки в следующих предложениях.

1. К жанру сказки Щедрин обращался неоднократно, особенно в 80-е годы, когда этот жанр ему особенно импонирует. 2. Мастер сказал, что строители сейчас ложат перегородки. 3. Ты лягешь спать на раскладушке. 4. Формулы упрощаются и будут иметь такой вид. 5. И только присмотрясь внимательно, я заметил в его глазах усталость. 6. Особенно бросающими в глаза были эпитеты. 7. Студенты, пожелавшие бы сдавать экзамены досрочно, должны подать заявление в деканат.

Задание 36. Найдите случаи нарушения морфологических норм.

1. Мы купили одну консерву, две пачки вафель, пачку чая.

2. Возьмись обоими руками.

3. Ты не видел в тот момент туфлей?

4. Мать послала сына на вокзал встретить своего знакомого.

5. День, полный неожиданностей, казалось, не кончится.

6.  Старые дикие обычаи дают себя знать и теперь.

7. Ложи документы в стол.

8. Он стоит, махает руками.

9.  Иссякнули возможности добиться решения вопроса.

10.  Сапоги по своему размеру вполне подходят для В. Кондракова.

Задание 37. Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий норме согласования.

1. ВМФ (принял, приняла, приняло) решение оказать финансовую помощь странам, которые пострадали от засухи. 2. НДС в этом году не (изменилось, изменилась, изменился). 3. 30 лет назад в медицинской практике УЗИ (использовалась, использовался, использовалось) редко. 4. Менеджер модного салона Ирина Васильевна (выступил, выступила) по радио. 5. В нашей фирме работает (хорошая, хороший) программист Елена Субботина. 6. Москву (посетил, посетила) госсекретарь США Кондолиза Райс.

Задание 38. Прочитайте предложения. Употребите существительное, данное в скобках, в нужном падеже.

1. Согласно (распоряжение) ректора всем студентам необходимо пройти флюорографический осмотр. 2. Вопреки (прогноз) погода в выходной день была без дождей. 3. По (окончание) экзаменационной сессии необходимо все ведомости сдать в деканат. 4. Не забудьте по (приезд) из командировки сдать документы. 5. Руководитель написал очень хороший отзыв (моя курсовая работа). 6. В журнале «Наука и жизнь» напечатана рецензия (статья). 7. Какова ваша точка зрения (эта проблема)? 8. Туристов попросили оплатить (дополнительные услуги).

Задание 39. Определите характер ошибок, допущенных в предложении: а) нарушение порядка слов, б) неправильное употребление деепричастного оборота, в) нарушение согласования сказуемого с подлежащим, г) нанизывание падежей, д) неправильное употребление причастий, е) неправильное согласование определений.

1. На должность президента большая часть претендентов сняли свои кандидатуры.

2. «Красота и здоровье» напечатали информацию о новых рецептах похудения.

3. Проезжая березовую рощу, у меня навернулись слезы.

4. Каждый раз пойманные ею щука или окунь срывались с крючка.

5. При подготовке проекта договора нужно учитывать уровень готовности кадров предприятий переработки нефти и газа.

Задание 40. Найдите предложения, которые не содержат ошибок, связанных с нарушением синтаксических норм.

1. Газета «Кактус» порадовал читателей статьями о звёздах российской эстрады.

2. Вернувшись домой, уже стемнело.

3.  Большинство пассажиров дремало.

4.  Крестьянство попало в тяжелую кабалу.

5. Писать было нечем, чернила засохли.

6.  Согласно плану воспитательной работы была проведена встреча с выпускниками.

7.  Он получил письмо от сына племянника друга детства.

8.  Благодаря срыву поставок завод не выполняет план.

9. Они понимали, что сократить сроки выпуска оборудования невозможно.

10. Наша партия выражает озабоченность за безопасность страны.

Задание 41. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм.

1. Сквозь шум машины я услышал угрожающее рокотание и гул реки.

2. В его душе попеременно появлялся страх, досада, обида.

3. Сердечная мышца состоит из левого и правого желудочков.

4. Дикий гусь и утка прилетели первыми.

5. Тридцать один подписчик журнала «Коммерсант» выиграли льготную подписку на следующий год.

6. Навязчивое внимание публики в магазине, транспорте, улице
раздражало его

7. Придя пораньше, у вас будет большой выбор товаров.

8. В конкурсе на лучшую студенческую работу приняли участие студенты разных вузов: технический университет, экономическая академия, институт бизнеса и права и др.

9. Шквальный ветер разрушил жилые дома, школы, больницы, промышленные предприятия.

10. «Охота и рыболовство» опубликовали информацию об открытии охотничьего сезона.

Задание 42. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов. Отредактируйте предложения. Объясните, в чем заключается нарушение норм.

1. Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

2. Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.

3. Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.

4. По не зависящим причинам от Центрального телевидения мы не можем продолжить передачу.

5. Прошу Вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других.

6. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на высоте "830".

7. Состав играющих хоккеистов за московский "Спартак" сегодня
несколько изменен.

8. Поэт обратился к самому сокровенному, созданным самим народом.

9. Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями.

10. Прочитав эту книгу, невольно хочется стать похожей на этого внешне
ничем не отличающихся от других людей мальчишку.

Задание 43. Найдите ошибки в употреблении причастных оборотов.

1. Семья, опасавшаяся потерять большое состояние и которая хотела передать заводы под опёку казне, распалась.

2. Некий несостоявшийся ирландский террорист, живописавший свои похождения с бригадой боевиков в романе-бестселлере и приглашённый в результате трудиться журналистом в процветающие лондонские журналы, сказал нечто крылатое, протусовавшись в этот вечер в «Астории».

3. Позднее, когда была определена группа заразившихся, выяснилось, что у людей, испытывающих лихорадочное состояние, вероятность наличия вируса была выше в 5 раз.

4. Систематическое отключение горячей воды могло бы спровоцировать несчастные случаи, произошедшие бы в посёлке.

5. Это ощущаем и мы, депутаты городской думы, на приёмах граждан слышащие от них ссылки на опубликованные материалы.

6. Очень бы хотелось, чтобы нынешние чиновники перенимали накопленный опыт своими предшественниками, пусть и советскими.

Задание 44. Выберите из данных предложений те, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, почему так нельзя сказать.

1. Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить.

2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора

3. года.

4. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.

5. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

6. Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.

7. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.

8. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.

9. Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.

10. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в
серьезной доработке.

Задание 45. Отредактируйте данные предложения.

1. Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.

2. В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.

3. Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих школах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.

4. Лавина чувств захватила ее, не успев разобраться в своем избраннике.

5. Но, увидев иную Татьяну, в нем вспыхивают чувства.

6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.

Задание 46. Закончите предложение, выбрав правильное продолжение. Объясните свой выбор.

1. Записывая математическое выражение,

а) используйте только натуральные числа.

б) мною была допущена ошибка.

в) должны соблюдаться определенные правила расположения

знаков и символов.

г) требуется внимание.

2. Опровергая общее утверждение,

а) у нас завязался спор.

б) приведите хотя бы один довод против.

в) у меня не хватило аргументов.

г) это называется контрпримером.

3. Составляя предложение,

а) мне было сделано замечание.

б) обдумывается его структура.

в) должен учитываться стиль речи.

г) нужно учитывать как лексическое, так и грамматическое

значение слов.

4. Изучая растения средней полосы,

а) у меня появился интерес к этой проблеме.

б) некоторые из них используются для озеленения участков.

в) они были собраны в гербарий.

г) обратите внимание на их отличие от растений других зон.

Задание 47. Найдите синтаксические ошибки в следующих предложениях, объясните и исправьте их.

1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьезный интерес.

2. Согласно закона человек имеет право на бесплатное образование.

3. Участник городской олимпиады был удостен званием лауреата.

4. Те, кто катались в этот день на лыжах, обморозили не только лицо. но

5. и руки.

6. Все, кто были на спектакле, остались довольны.

7. Средства языка помогают и выражают самые сложные чувства.

8. По приезду в город желательно уточнить туристический маршрут.

9. Вопреки предсказания моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро.

Задание 48. Распределите слова в три группы: с ударением на первом слоге; с ударением на втором слоге; с ударением на третьем и последующих слогах.

Предложить, диспансер, агентство, приняла, намерение, щавель, каталог, занять, партер, гравер, украинец, документ, атлас (ткань), диалог, заем, обняла, красивее, верба, звонит, некролог, эксперт, шасси, заняла, процент, еретик, хвоя, вечеря, генезис, принудить, духовник, нефтепровод, мусоропровод, нормировать, мощностей, премировать, индустрия, община, досуг, балованный, усугубить, феномен, обеспечение.

Задание 49. Произнесите слова, соблюдая правильное ударение. Отметьте слова, в которых профессиональный вариант ударения отличается от литературного.

  Агент, алкоголь, алфавит, арест, включишь, газопровод, гренки, диспансер, добела, договор документ, досуг, завсегдатай, заговор, заем, закупоренный, запломбировать, звонишь, изобретение, инструмент, инсульт, исчерпать, каучук, квартал, километр, компас, некролог, свекла, маневр, соболезнование, столяр, таможня, упрочение, феномен, ходатайство, цемент, черпать, чистильщик, щавель, языковой (кружок), языковая колбаса.

Задание 50. Напишите транскрипцию слов и словосочетаний, проверяя правильность произношения по словарю. Обозначьте в своих личных словариках ударений правильное ударение в этих словах.

Запломбировать зуб; никогда не позвонит; костюмированный бал; овен; сливовое варенье; суп из щавеля.

Задание 51. При помощи различных нормативных словарей установите, как правильно ставится ударение в словах:

Апартаменты, аристократия, баловать, бармен, бинта (чего?), брала, валовой, ведомостей, вероисповедание, ворожея, газированный, гастрономия, гербовый, грушевый, дефис, джинсовый, диалог, диоптрия, духовник, еретик, завидно, задолго, звонишь, избаловать, исчерпать, каталог, каучук, квартал, кладовая, клала, колледж, красивее, крепостей, маркетинг, мастерски, медикаменты, менеджмент, местностей, мышление, надолго, намерение, начата, некролог, новорожденный, обеспечение, облегчить, ободрить, оптовый, пиццерия, пломбированный, раджа, сосредоточение, торты, углубить, феномен, ходатайствовать, щавель, экспертный, языковая система.

Задание 52. Найдите в словарях акцентологические варианты, определите, чем они отличаются друг от друга.

Гравер, девица, искра, острота, занятый / занятой, досуг, камбала, олениха, кладбище, вязанка, геометр, мускулистый, договор, ворота, кулинария, видение, бондарь, грузишь, девица, ворота, компас, шабаш, острота, атлас, творог, комбайнер, языковой / языковый.

Задание 53. Обозначьте правильно ударение в словах и постарайтесь запомнить данную норму.

Бензопровод, водопровод, воздухопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, путепровод, трубопровод.