Практические задания: Общая характеристика научного стиля
Практические
задания
Задание
1.
Сравните три текста, так или иначе связанных с понятием «энтропия», которое в
словаре имеет следующие
толкования:
1.
Физическая величина, характеризующая термодинамическое состояние тела или
системы тел и возможные изменения этих состояний.
2.
В теории информации – мера неопределенности ситуации (случайной величины) с
конечным или четным числом исходов, например, опыт, до проведения которого
результат в точности неизвестен.
3. В обыденном сознании энтропия – разрушение, хаос, то, чему противостоит упорядоченность.
Задание
2.
Прочитайте текст, озаглавьте. Найдите общеупотребительные слова. В каких
значениях они здесь используются? Какие языковые средства выражают в данных
текстах логические связи между
понятиями?
Выпишите
из текстов слова, которые:
а)
относятся к узкоспециальной терминологии;
б)
относятся к общенаучной терминологии.
Второй закон термодинамики
указывает на существенное различие двух форм передачи энергии – теплоты и
работы. Он утверждает, что процесс преобразования упорядоченного движения тела
как целого в неупорядоченное движение частиц самого тела и внешней среды
является необратимым. Упорядоченное движение может переходить внеупорядоченное
без каких-либо дополнительных (компенсирующих)процессов, например, при трении. В
то же время обратный переход неупорядоченного движения в упорядоченное, или, как
часто неточно говорят, «переход тепла в работу», не может являться единственным
результатом термодинамического процесса, т.е. всегда должен сопровождаться
каким-либо компенсирующим процессом. Энтропией называется функция S состояния
системы, дифференциал которой в элементарном обратимом процессе равен отношению
бесконечно малого количества тепла, сообщенного системе, к абсолютной
температуре.
Задание
3. Прочитайте
текст, озаглавьте. Выпишите термины, запишите значение по
словарю.
Энтропия.
Математическая теория передачи информации многим обязана существованию простого
выражения, являющегося мерой свободы выбора в сообщениях, а также мерой средней
информации в длинных сообщениях, передаваемых по каналам связи. Это выражение
совпадает с введенным Больцманом и Гиббсом выражением для энтропии в
статистической механике. Такое совпадение позволяет руководствоваться
математическими методами статистической механики и при разработке теории
информации. Термин «энтропия» сохраняется за указанным выше выражением также и в
теории информации. В теории информации энтропия максимальна, когда имеет место
полная беспорядочность. Точки зрения различны, однако математический аппарат
один и тот же.
Задание 4. Прочитайте текст. Выпишите в левый столбик узкоспециальные термины, в правый – общенаучные термины. Объясните значение терминов по словарю.
Мифопоэтическая концепция хаоса является порождением относительно поздней эпохи, предполагающей уже определенный уровень спекулятивной мысли об истоках и причинах сущего. Наиболее архаичные культуры (например, австралийских аборигенов) практически не знают понятия Хаоса, и, наоборот, идея Хаоса особенно полно, широко и успешно разрабатывалась в древнегреческой традиции на стыке мифопоэтического и ране научного подходов. К характеристикам Хаоса, регулярно повторяющимся в самых разных традициях, относится связь Хаоса с водной стихией, бесконечность во времени и пространстве, разъятость вплоть до пустоты или, наоборот, смешанность всех элементов (аморфное состояние материи, исключающее не только предметность, но и существование стихий и основных параметров мира в раздельном виде), неупорядоченность и, следовательно, максимум энтропических тенденций, т. е. абсолютная изъятость Хаоса из сферы предсказуемого (сплошная случайность, исключающая категорию причинности), иначе говоря, предельная удаленность от сферы «культурного, человеческого, от логоса, разума, слова и как следствие – ужасность, мрачность. Но возможно, важнейшая черта хаоса – это его роль лона, в котором зарождается мир, содержание в нем некой энергии, приводящей к порождению.
Задание
5. Проанализируйте
фрагменты словарных статей и отрывка из стихотворения И. Кашпурова «Дуб». В чем
принципиальное отличие научного текста от художественного?
Дуб. 1. Крупное лиственное дерево с крепкой
древесиной и плодами – жёлудями. 2.
Переносное значение. О тупом, нечутком человеке разг.,
пренебр.
Я видел
дуб
Огромный
дуб.
Над рыжей кручею
Кубани
Стоял
он,
Гордый сонцелюб,
В осеннем ярком
одеянье
Гроза и буря сотни
лет
Его сломить
пытались вместе.
А дуб – один!-
шумел в
Ответ листвою
жёсткой, как
Из жести.
И сам в
волну,
Как
поплавки,
Ронял он жёлуди
устало,-
И по течению
реки
Дубрав немало
вырастало.
(И. Кашпуров
«Дуб»).
Задание
6. Соотнесите
заимствованный термин и его эквивалент
адаптировать
не
замечать
генезис
действовать
детерминировать
главный, важный
диверсификация
определять
игнорировать
равнодушно
индифферентно
приспосабливать
кардинальный
примерно
лимитировать
обыкновенный
ординарный
ограничивать
ориентировочно
происхождение
фиксировать
разнообразие
функционировать
закреплять
Задание 7. Прочитайте текст. Выпишите общеупотребительную лексику
После принятия в 1943 г. на вооружение 7,62-мм промежуточного патрона конструкции Н М.Елизарова и Б. В.Сёмина развернулись работы по созданию новой системы стрелкового вооружения под этот патрон. Для замены пистолетов-пулемётов разрабатывалось новое индивидуальное автоматическое оружие — автомат со сменным магазином и переключателем режимов огня; магазинного карабина — самозарядный карабин с постоянным магазином; ручного пулемёта винтовочного калибра — облегчённый ручной пулемёт с магазинным или ленточным питанием. Работы над автоматом были начаты А. И. Судаевым, создавшим в 1944 году ряд оригинальных конструкций, затем подключились другие конструкторы.
Занимался разработкой оружия под промежуточный патрон и конструктор Михаил Тимофеевич Калашников. В 1946 г. он представил свой образец автомата, в котором были объединены конструктивные особенности многих ранее созданных моделей оружия. Этот автомат успешно выдержал испытания и превзошёл по совокупности показателей конструкции В. А. Дегтярева, С. Г. Симонова, Н. В. Рукавишникова, К. А. Барышева и др. Был отмечен ряд недостатков конструкции, из-за которых опытные образцы подверглись впоследствии существенной доработке. Доработанный автомат был в 1949 году принят на вооружение под обозначением АК-47 ("автомат Калашникова образца 1947 года") или просто АК.
Задание 8. Ознакомьтесь с текстом. Докажите его принадлежность к научному стилю. Выпишите из текста отвлечённые имена существительные
При характеристике любой науки необходимо разъяснить ее теоретические основания, предмет изучения, показать исследовательские возможности, практические приложения полученных результатов. Начнем знакомство с психологическим знанием с анализа самого термина «психология». Этот термин, образованный от греческих слов psyche — душа, психика и logos - знание, осмысление, изучение имеет несколько значений.
Так, в первом, дословном своем значении психология — это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика есть свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением. Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек. Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.
Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность. Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии — конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т.п.
Понятно, что общей задачей психологии является изучение как психики субъекта, так и его психологии.
Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие «психолог» — обладатель этого знания — тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог — это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог — это человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений — видных мыслителей, писателей, педагогов.
Итак, есть две разных области психологического знания — научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики. Для того чтобы дать общую характеристику психологии как специальной научной дисциплины, ее удобно сравнить с житейской психологией, показать их различия и взаимосвязи. (В.В.Петухов, В.В.Столин)
Задание 9. Прочитайте текст, правильно склоняя числительные. Выпишите имена прилагательные.
Поваренная соль — это хлорид натрия, применяемый в качестве добавки к пище, консерванта продуктов питания. Используется также в химической промышленности, медицине. Служит важнейшим сырьем для получения едкого натра, соляной кислоты, соды и других веществ. Формула соли поваренной — NaCl. Дневная потребность в этом веществе составляет от 1,5 до 4 граммов, а для жаркого климата доза хлорида натрия возрастает в несколько раз. емпература плавления поваренной соли - 800,8 °С, что свидетельствует о прочной кристаллической структуры данного соединения. При смешивании мелкого порошка хлорида натрия с измельченным льдом получают охладитель высокого качества. Например, 100 г льда и 30 г поваренной соли могут снижать температуру до −20 °C. Причина подобного явления в том, что раствор поваренной соли замерзает при температуре ниже 0 °C. Лед, для которого это значение является температурой плавления, плавится в подобном растворе, поглощая тепло окружающей среды. Высокая температура плавления поваренной соли объясняет ее термодинамические характеристики, а также высокую диэлектрическую проницаемость – 6,3. Плотность поваренной соли составляет 2,17 г/см3. Кубическая гранецентрированная кристаллическая решетка характерна для многих минералов. Внутри ее преобладают ионные химические связи, образуемые за счет действия сил электростатического притяжения и отталкивания. Так как плотность поваренной соли в этом соединении достаточно высока (2,1—2, 2 г/см³), галит – твердый минерал. Процентное содержание катиона натрия в нем составляет 39,34 %, аниона хлора – 60, 66%. Помимо этих ионов, в составе галита есть в виде примесей ионы брома, меди, серебра, кальция, кислорода, свинца, калия, марганца, азота, водорода. Этот прозрачный бесцветный минерал, имеющий стеклянный блеск, образуется в замкнутых водоемах. Галит является продуктом сгона на кратерах вулканов.
Задание 10. Ответьте на вопросы. Что получают при смешивании мелкого порошка хлорида натрия с измельченным льдом? Какова плотность поваренной соли? Какова дневная потребность поваренной соли? Что такое галит?
Задание 11. Прочитайте текст. Назовите особенности научного стиля. Какие языковые средства выражают в данных текстах логические связи между понятиями?
Фирмы и отрасли, производящие инвестиционные продукты (например, жилые дома, здания коммерческого назначения, тяжелое оборудование и технику для ферм) и потребительские товары длительного пользования (такие, как автомобили, персональные компьютеры, холодильники), больше других видов бизнеса подвержены циклическому воздействию. Это объясняется тем, что фирмы на какое-то время могут отложить покупку средств производства. Когда экономика сворачивается, производители часто откладывают покупку нового оборудования и строительство новых заводов. Если наступает фаза спада, фирмы продолжают пользоваться имеющимся у них оборудованием, часто до его полного износа. В результате этого инвестиции в средства производства очень сильно и быстро снижаются. Этот же тип расходов во многом применим и к потребительским товарам длительного пользования, таким, как автомобили и крупные бытовые приборы. Когда происходит спад и домохозяйства должны сократить свои расходы, покупки подобных товаров часто откладываются на будущее. В новых условиях семьи ремонтируют старые автомобили и бытовые приборы, вместо того чтобы покупать новые, из-за чего фирмы, производящие такие товары, несут убытки.
И, наоборот, сервисные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, во времена спада подвергаются не столь значительным воздействиям. Людям сложно сократить свои запросы в медицинских или юридических услугах. Да и покупку многих товаров кратковременного пользования, например, еды или одежды, вряд ли можно надолго отсрочить. Количество и качество покупок этих продуктов, конечно, в целом тоже снижается, но не столь сильно, как приобретение потребительских товаров длительного пользования.
Задание 12. Выпишите по толковому словарю и словарю иностранных слов значение следующих слов: инвестиция, капитал, примитивный, ресурсный, неотъемлемый, стартовый, конкурентоспособный, статистика, мотивация, мобильность, рационально, издержки, регулятор, эффективность, перспектива, потенциал. Выучите определения данных слов.
Задание 13. Прочитайте текст. Выявите синтаксические особенности текста. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял участие в республиканском молодежном форуме «Жастық! Жігер! Еңбек!» в Актобе, сообщила пресс-служба Акорды. В форуме приняли участие три тысячи представителей молодежи из всех регионов страны. В ходе мероприятия его участники заявили о старте общенационального марафона-эстафеты «Гүлдене бер, Туған ел!» Глава государства отметил, что собравшиеся представляют авангард молодежи страны, с которым связываются лучшие надежды.
"XXI век мы называем не только эпохой глобальных вызовов, но и временем молодых, энергичных и талантливых людей. В Казахстане сегодня каждый четвертый гражданин – это представитель молодого поколения. Меня радует, что вы овладеваете знаниями, иностранными языками, стремитесь быть открытыми для инноваций. Среди вас немало ребят, чьи ум и знания уже сейчас приносят пользу Родине. Уверен, что совсем скоро мир узнает о новых казахстанских ученых, врачах, инженерах, музыкантах и спортсменах", - сказал Нурсултан Назарбаев. Обращаясь к собравшимся, президент Казахстана подчеркнул, что им необходимо воспользоваться предоставляемыми в настоящее время возможностями. "Мы создали современную систему образования, интеллектуальные школы, университет международного уровня в Астане. Мы ежегодно направляем тысячи студентов в лучшие вузы мира. Я призываю вас помнить, что главное в жизни – это знания, высокий профессионализм и преданность своей Родине. У вас большой потенциал сил, энергии, творчества. Направляйте все это на осуществление главной цели вашей жизни", - сказал глава государства. Нурсултан Назарбаев отметил, что наша страна создает необходимые условия для развития и реализации потенциала молодого поколения.
"В Плане нации «100 шагов» предусмотрены меры, направленные на поддержку молодёжи. Проектами «Дорожная карта занятости-2020», «Дорожная карта бизнеса-2020», «С дипломом в село», «Жасыл Ел» охвачено полмиллиона молодых казахстанцев. В рамках программы «Доступное жилье» молодым семьям уже выдано более 3,5 тыс квартир. И эта работа будет продолжена", - сказал президент. "С 2017 года каждый выпускник средней школы сможет за счет государства получить свою первую профессию. Несмотря на глобальный кризис, мы направляем ресурсы на поддержку человека труда. Это обеспечит мультипликативный эффект для развития нашей экономики, создаст мощный «социальный лифт» для казахстанцев и повысит благополучие молодежи", - отметил он.
Глава государства обратил внимание, что сегодня по всей республике строятся дороги, развивается индустрия, создаются новые рабочие места, открываются инновационные предприятия. "Есть сотни и тысячи дел, в которых нужны ваши свежие идеи и молодые руки. Настоящим подвигом стала акция 200-тысячной армии «Жасыл Ел», которая высадила за 10 лет 50 миллионов деревьев на площади 115 тысяч гектар. Необходимо продолжить эту благородную миссию и сделать Казахстан зеленой и чистой территорией для будущих поколений. Уверен, вы примете активное участие в проведении Универсиады и международной выставки ЭКСПО-2017. Всё это делается для вас, вашего будущего и будущего нашей страны. Убежден, что молодежь ответит на заботу государства отличной учебой, достижениями в спорте и творчестве, служением Родине", - сказал Нурсултан Назарбаев. В завершение президент Казахстана обратился ко всей молодежи страны.
Задание 14. Прочитайте текст из любого учебного пособия, выявите лексические особенности текста.
Задание
15. Прочитайте
текст. Выявите морфологические особенности
текста.
К
витаминам относятся органические вещества разного химического состава.
Витамины выполняют в теле растения роль катализаторов. Различают
витамины, растворимые в воде (В, С,
РР, Н и др.), они находятся в
клеточном соке. Витамины, растворимые в жирах (А, Д, Е), находятся в цитоплазме.
Не все растения одинаково активны в накоплении витаминов. Разные витамины
сосредоточены в определенных органах растений. Витамины группы В (В, В1 В2 и
др.) содержатся в зародыше, в кожуре семян или молодых проростках,
например, ржи, пшеницы; витамин С — в плодах шиповника, лимона, черной
смородины; витамин Е — в растительных маслах хлебных злаков; витамин К — в
листьях люцерны, шпината, крапивы. Всего насчитывается около 40 витаминов.
Уже давно доказано их важнейшее значение для нормального обмена веществ у
человека и животных. Недостаток или отсутствие витаминов в пищевом рационе
вызывает болезни органов и систем, а затем общее заболевание. Разные витамины
даже одной группы влияют на разные органы и системы человеческого (животного)
организма. Например, недостаток в организме витамина С (аскорбиновой
кислоты) вызывает цингу, витамина РР (никотиновой кислоты) —
пеллагру.
Витамины
играют важную и весьма разнообразную роль в жизни самих же растений. В обмене
углеводов, белков и жиров важную роль играет витамин В. Провитамин А (каротин)
принимает косвенное участие в процессе фотосинтеза. Витамин С предохраняет
хлорофилл от разрушения.
Запасов витаминов в организме почти не образуется, поэтому витамины
непрерывно должны вводиться в организм.
Задание
16. Прочитайте
текст. Выявите лексические, морфологические и синтаксические особенности
текста.
ЭВМ
сегодня
Современные
научные эксперименты немыслимы без применения электронных вычислительных машин.
Они нужны все большему числу экспериментаторов, не говоря уже о тех, кто
профессионально занимается вычислениями.
Выход из
создавшегося положения — в создании системы дистанционного коллективного
пользования ЭВМ. Она предусматривает появление в каждом институте Академии, в
идеале у каждого научного работника, которому нужна ЭВМ, выносного пульта —
терминала, через который можно непосредственно связаться с ЭВМ, минуя все
промежуточные инстанции: группы по перфорации, математическому обеспечению и
т.д.
Институтом
физических проблем имени С.И.Вавилова и Вычислительным центром Академии наук РФ
создана система коллективного пользования БЭСМ 6 для нескольких академических
институтов. Выносными пультами служат стандартные телетайпы. Их связь с ЭВМ
может проводиться по специальной линии или через каналы городской телефонной
сети. Второй способ универсальнее, он испытывался на линиях, связывающих
Вычислительный центр с Московским физико-техническим институтом (г.
Долгопрудный), МГУ и рядом научных учреждений. Во всех случаях и даже при связи
с одним из учреждений Москвы связь работала нормально.
Система
дистанционного коллективного пользования повышает эффективность научных
исследований, связанных с применением ЭВМ, в десятки раз ускоряет традиционный
цикл: составление программы — пробный пуск — редактирование и отладка —
вторичный пуск ЭВМ.
Задание
17. Сравните два
текста. Укажите отличительные особенности каждого из них. Докажите
принадлежность к определённому стилю. 1. Роза – собирательное название видов и
сортов представителей рода Шиповник (лат. Rosa), выращиваемых человеком. Большая
часть сортов роз получена в результате длительной селекции путём многократных
повторных скрещиваний и отбора. Некоторые сорта являются формами дикорастущих
видов. Форма куста может быть от раскидистой до узкопирамидальной. Высота куста
групп чайно-гибридных и флорибунда от 30 до 90 см.; полиантовых - 30-45 см.,
некоторые сорта достигают 60 см., миниатюрные -25-35 см. Группа плетевидных роз
представляет собой кустарники с плетевидными, дугообразными стелющимися побегами
от 2,5 до 6м. длиной.
2. Последние дни
августа... Осень уже наступала. Солнце садилось. Внезапный порывистый ливень,
без грому и без молний, только что промчался над нашей широкой равниной. Сад перед домом горел и дымился, весь
залитый пожаром зари и потопом дождя. Она сидела за столом в гостиной и с
упорной задумчивостью и глядела в
сад сквозь полуоткрытую дверь. Я знал, что свершалось тогда в ее душе; я знал,
что после недолгой, хоть и мучительной, борьбы она в этот самый миг отдавалась
чувству, с которым уже не могла более сладить. Вдруг она поднялась, проворно
вышла в сад и скрылась. Пробил час... пробил другой; она не возвращалась. Тогда
я встал и, выйдя из дому, отправился по аллее, по которой - я в том не
сомневался - пошла и она. Всё потемнело вокруг; ночь уже надвинулась. Но на
сыром песку дорожки, ярко алея даже сквозь разлитую мглу, виднелся кругловатый
предмет. Я наклонился... То была молодая, чуть распустившаяся роза. Два часа
тому назад я видел эту самую розу на ее груди. Я бережно поднял упавший в грязь
цветок и, вернувшись в гостиную, положил его на стол, перед ее креслом. Вот и
она вернулась наконец - и, легкими шагами пройдя всю комнату, села за стол. Ее
лицо и побледнело и ожило; быстро, с веселым смущеньем бегали по сторонам Она увидала розу, схватила ее, взглянула
на ее измятые, запачканные лепестки, взгянула на меня,- и глаза ее, внезапно
остановившись, засияли слезами.
- О чем вы
плачете? - спросил я.
- Да вот об этой
розе. Посмотрите, что с ней сталось. Тут я вздумал выказать глубокомыслие.
-
Ваши слезы смоют эту грязь,- промолвил я с значительным выраженьем.
- Слезы
не моют, слезы жгут,- отвечала она и, обернувшись к камину, бросила цветок в
умиравшее пламя.
- Огонь сожжет еще
лучше слез,- воскликнула она не без удали,- и перекрестные глаза, еще блестевшие
от слез, засмеялись дерзостно и счастливо. Я понял, что и она была сожжена.(
И.С. Тургенев « Роза»).
Задание
18. Докажите
отнесённость текста к научному стилю.
Образец: В 1905 году, когда была опубликована первая статья Эйнштейна о теории относительности, никто не мог предвидеть конкретных путей научно-технической революции, призванной воплотить в жизнь новое учение о пространстве, времени и движении. В теории относительности видели поразительно глубокое, стройное и смелое обобщение и истолкование уже известных экспериментальных данных, прежде всего фактов, свидетельствовавших о постоянстве скорости света, о ее независимости от прямолинейного и равномерного движения системы, через которую проходит световой луч.
Вместе с тем ученые понимали, что, отвергнув, казалось бы, очевидное, классическое понятие одновременности, отказавшись от не менее очевидного классического правила сложения скоростей, допуская и обсуждая парадоксальные, на первый взгляд, выводы, физика овладевает очень мощным оружием. (Кузнецов Б.Г. Пути физической мысли. М„ 1992.)
Для данного текста
характерна научная терминология: пространство, время, движение, теория
относительности, прямолинейное и равномерное движение, сложение скоростей.
Преобладают книжные слова и словосочетания: научно-техническая революция
экспериментальные данные, классические правила, парадоксальные выводы,
отвергнув, овладеть, а также слова с абстрактными значениями: учение, теория,
обобщение, истолкование. Слова употребляются в прямом, номинативном значении,
эмоционально-оценочная лексика отсутствует. Предложения носят повествовательный
характер, преимущественно имеют прямой порядок слов. Для научного стиля
характерны точность, абстрактность, логичность, объективность изложения.
Особенность научного мышления заключается в точном, однозначном выражении мысли.
Динамика мышления выражается в суждениях и рассуждениях, которые следуют друг за
другом в строгой логической последовательности. Анализ и синтез как методы
научного исследования тесно взаимосвязаны, поскольку назначение науки —
вскрывать закономерности. Таким образом, научное мышление принимает обобщенный и
абстрагированный характер. Общими специфическими чертами научного стиля,
вытекающими из абстрактности и строгой логичности научного мышления, являются:
точность изложения; обобщенность, абстрактность изложения; логичность,
доказательность и объективность изложения. Требование точности научной речи
предопределяет такую особенность словаря научного стиля, как терминологичность.
В научной речи активно используется специальная и терминологическая лексика. В
последнее время возросла роль международной терминологии (особенно это заметно в
экономической сфере, например, менеджмент, спонсор, секвестр, риэлтер и проч.).
Возрастающая роль интернационализмов в терминологической лексике
свидетельствует, с одной стороны, о тенденции к международной стандартизации
языка науки, а с другой - является показателем «отстраненности» средств научного
стиля от общеупотребительной лексики языка. Научный стиль не обладает свойством
общедоступности. Однако это не означает правильности обратного утверждения: «чем
непонятнее, тем научнее». Псевдонаучный стиль изложения, не подкрепленный
информативностью, является недостатком речи.
Фосфор
Фосфор – простое
вещество. Химический элемент фосфор образует несколько аллотропных модификаций.
Из них вы уже знаете два простых вещества: белый фосфор и красный фосфор. Белый
фосфор имеет молекулярную кристаллическую решётку, состоящую из молекул Р.
Нерастворим в воде, хорошо растворяется в сероуглероде. На воздухе легко
окисляется, а в порошкообразном состоянии даже воспламеняется. Белый фосфор
очень ядовит. Особым свойством его является способность светиться в темноте
вследствие его окисления. Хранят его под водой. При нагревании красного фосфора
в пробирке, закрытой ватным тампоном, он превращается в белый фосфор, и если
выдернуть тампон, белый фосфор вспыхнет на воздухе. Этот опыт показывает
огнеопасность белого фосфора.
Красный фосфор
представляет собой темно-малиновый порошок. Не растворяется ни в воде, ни в
сероуглероде. На воздухе окисляется медленно и не самовоспламеняется. Не ядовит
и не светится в темноте.