Практические задания: Аннотация. Аннотирование научного текста. Реферат. Отзыв и рецензия

 

  Задание 1. Изучите элементы библиографического описания книг, статей.

Элементы библиографического описания книг

а) фамилия имя и отчество (или инициалы) автора,

б) название книги (иногда и подзаголовка),

в) порядковый номер издания (если книга издается впервые, то не
указывается),

г) место издания,

д) название издательства,

е) порядковый номер тома, части, выпуска,

ж) год издания.

Элементы библиографического описания статьи

а) фамилия и инициалы автора,

б) название статьи (иногда с подзаголовком),

в) наименование журнала (газеты),

г) год выхода журнала (газеты),

д) номер журнала (газеты),

е) страницы журнала, занимаемые статьей.

Аннотация является вторичным жанром речи, т.е. составляется на основе уже имеющихся опорных текстов, передает информативное содержание текста. Составление аннотаций — прием обучения языку, в первую очередь — профессиональному речевому общению, заключающийся в кратком изложении (устном или письменном) содержания текста. Цитата - точная, буквальная выдержка из текста. Необходимым условием любой научной работы является цитирование. Цитата авторитетного ученого подтверждает правильность вашей точки зрения, делает доклад, реферат, курсовую работу весомее и значительнее. Но здесь важно соблюсти меру. Цитата должна подтверждать вашу мысль, а не заслонять ее. Например, так: цитата – это дословное воспроизведение фрагмента какого-либо текста обязательной ссылкой на источник. Основными видами цитирования являются: косвенное цитирование (парафраз), прямое цитирование, цитирование по вторичным источникам.

Общие требования к цитированию

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого приводится в соответствии с требованиями к оформлению списка использованных источников.

Рецензия — это один из видов компрессии текста. Этот вторичный научный жанр представляет собой жесткий способ построения текста, имеющий свои структурные особенности и языковые стандарты-клише.

Приведенные ниже дефиниции рецензии дают возможность определить, в чем рецензия как вид компрессии текста отличается от реферата, аннотации, тезисов.

Рецензия (осмотр, обследование): 1. Статья, целью которой является критический разбор какого-либо научного или художественного произведения, спектакля, кинофильма; 2. Отзыв о научной работе или какое-либо произведение перед их публикацией, защитой.

3. Рецензия (рассмотрение). Официальный письменный отзыв. Рецензия - это не только сжатый вариант текста-источника с изложением позиции автора, в ней содержится анализ и оценка какого-либо научного сочинения, аргументированная оценка авторских выводов, достоинств языка и стиля, выявленные недостатки.

В рецензии приводится оценка методов исследования, особенностей классификации фактов, определение значимости полученных результатов и применения их на практике.

Особое место в рецензии занимают замечания и пожелания, которые следуют после аргументации каждого тезиса или в конце рецензии.

Рецензия осуществляется через рассуждение-доказательство и рассуждение-размышление.

Рецензии публикуются в научных журналах в специальных рубриках. Они знакомят читателя с новыми публикациями, помогают быть в «курсе» современных научных направлений и проблем.

Важно научиться и самостоятельному написанию рецензий, так как это способствует формированию научного мышления, умению анализировать, развивает речевую культуру в научной сфере.

Структура рецензии.

В содержательной структуре рецензии обязательно наличие следующих компонентов (частей): 1. Предмет анализа. 2. Актуальность темы. 3. Краткое содержание. 4. Оценочная часть. 5. Выводы.

В первой части указывается, что представляет собой рецензируемая работа: дипломный проект, диссертация ...

Во второй части отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение и т.п.

В третьей части рецензент осмысливает содержание прочитанного и связывает его с имеющимися знаниями...

В оценочной части обычно вначале дается общая оценка. Затем отмечаются достоинства работы: новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов. При выявлении и констатации недостатков предполагается доброжелательное отношение к работе и ее автору, поэтому все замечания делаются в корректной форме.

Два жанра: рецензия и отзыв тесно связаны между собой по своей цели - выражение отношения к книге, диссертации, статье, фильму, спектаклю. Это официальные документы, которые заверяются подписью рецензента и печатью учебно-научной организации.

Рецензия должна включать в себя следующую информацию:

1. Полное название статьи, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.

Пример:

РЕЦЕНЗИЯ

на статью "Функции контроля в обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей" кандидата педагогических наук, доцента кафедры иностранных языков Ивановой Елены Викторовны

2. Краткое описание проблемы, которой посвящена статья.

Пример:

Статья Е. В. Ивановой посвящена определению основных функций и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков по ИЯ студентов технических специальностей в вузе

3. Степень актуальности предоставляемой статьи.

Пример:

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения ИЯ студентами технических специальностей (ТС) в вузе является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний является одной из важных и трудных задач, стоящих перед преподавателем.

4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье.

Пример:

Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей. Немаловажным является и то, что Е. В. Иванова пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения ИЯ студентов ТС, так как сегодня преподаватель в вузе перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение, а не управлять им.

5. Рекомендация к публикации.

Пример:

Научная статья Е. В. Ивановой "Функции контроля в обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей" соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

6. Ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.

Фразы, рекомендуемые для написания рецензии на научную статью:

Автор в своей работе дает подробный анализ...

Автор грамотно анализирует...

Автор данной статьи акцентирует внимание...

Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...

Автор на конкретных примерах доказывает...

Автор на основе большого фактического материала рассматривает...

Автор обращает внимание на то, что...

Автор справедливо отмечает...

Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...

Автором предложены оригинальные идеи...

Актуальность настоящего исследования заключается в...

В качестве основных моментов используемой автором методологии...

В статье автор рассматривает...

В статье анализируются основные подходы...

В статье выявлены и раскрыты основные проблемы...

Важным в статье является рассмотрение...

Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.

Данная статья демонстрирует...

Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...

Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...

Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.

К положительным сторонам работы можно отнести...

Как положительный факт можно отметить то, что...

Материал статьи основан на детальном анализе...

Особо следует подчеркнуть, что...

Особое внимание в исследовании ... уделено...

Особый интерес представляет вывод о...

Отдельного внимания заслуживает...

Практическая значимость данной статьи заключается в...

Предлагаемый подход к изучению проблемы...

Рассмотренная в статье оригинальная концепция...

Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему...

Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.

Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов...

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.

Статья содержит определенную концепцию...

Теоретическая значимость данной статьи заключается в...

Задание 2. Подберите в каталоге библиотеки университета две-три аннотации книг по вашей специальности, охарактеризуйте их с точки зрения структуры, содержания, назначения, языка, объема. Скажите, какие
это аннотации и чем обусловлен выбор вида аннотации. Аргументируйте свое понимание.

Задание 3. Используя языковые и речевые стандарты-клише и образцы аннотаций, составьте аннотации:

а) книги (монографии) по вашей специальности;

б) журнальной статьи по вашей специальности.

Задание 4. Прочитайте аннотацию. Выделите в ней структурные части. Оцените данные аннотации с точки зрения соответствия жанру: все ли необходимые структурно-смысловые части присутствуют, нет ли лишней информации.

Успенский В.А., Семенов А.Л. Теория алгоритмов: Основные открытия и приложения. — М., 1987.

Понятие алгоритма является одним из наиболее фундаментальных понятий информатики и математики. Систематическое изучение алгоритмов привело к созданию особой дисциплины, пограничной между математикой и информатикой, - теории алгоритмов

В книге дается обзор важнейших достижений теории алгоритмов за последние полвека, т.е. с момента зарождения этой теории. Излагаются в систематизированном виде основные открытия, связанные с понятием алгоритма, приложения теории алгоритмов к математической логике, теории вероятностей, теории информатики и др. Рассматривается влияние теории алгоритмов на практику.

Для специалистов по математике, информатике, кибернетике, а также для студентов вузов.

Задание 5. Прочитайте текст по специальности 2-3 раза. Составьте к нему
аннотацию. Аннотация должна содержать 50-70 слов. Пользуйтесь при
написании таблицами, образцами клишированных аннотаций.

Образцы клишированных аннотаций

В книге исследуется (что)

Показан (что)

Большое место в работе занимает рассмотрение (чего)

Производится обширный статистический материал (о чем)

В монографии дается характеристика (чего)

Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как ....

В обобщающем и систематизированном виде в книге дан анализ (чего)

В книге анализируется (что)

Главное внимание обращается (на что)

Проводится четкое различие (между чем)

Вскрывая сущность (чего),

Автор впервые дал научное определение (чего)

Используя (что), Автор излагает (что) Отмечается, что ... Подчеркивается, что

 Автор, анализируя опыт (чего), останавливается (на чем),    показывает (что)

В заключении кратко разбирается (что)

Автор дает обзор (чего) и приходит к выводу, что ...

В статье освещаются некоторые аспекты (чего) Кратко излагается история (чего) Рассматриваются факторы, способствующие (чему) Приведены данные, наглядно показывающие, как Вскрывается суть (чего)

Задание 6. Прочитайте текст. Значения незнакомых слов определите по
словарю, составьте глоссарий.

Специфика   демографических  процессов  в развивающихся странах

Особое демографическое положение сложилось в группе развивающихся стран, которые в прошлом являлись колониями или полуколониями империалистических держав, Хищническая эксплуа­тация этих стран надолго задержала их социально-экономическое развитие. В период своего господства империалистические монополии способствовали сохранению в развивающихся странах докапиталисти­ческих производственных отношений и соответствующего им типа воспроизводства населения. В ряде развивающихся стран сохранялись условия для консервации родоплеменных отношений, общинного устройства деревни, организации больших семей, которые состояли из нескольких поколений родственников и вели натуральное хозяйство. В таком обществе дети оставались экономической и социальной необходимостью. Высокая рождаемость, высокая смертность и небольшой и неравномерный прирост населения были характерны для этих стран на этапе колониальной зависимости.

Демографическое положение этих стран изменилось после второй мировой войны (1939-1945 гг.), в результате распада колониальной системы империализма. С помощью международных организаций, в частности с помощью Всемирной организации здравоохранения, были проведены мероприятия по борьбе с эпидемиями, за улучшение общих санитарно-гигиенических условий жизни населения. В результате уровень смертности в освободившихся странах за короткий исторический срок понизился вдвое, и соответственно повысились темпы роста населения. История еще не знала такого быстрого сокращения смертности в таких широких масштабах. Если европейским и североамериканским странам потребовалось 100-150 лет, чтобы понизить общий коэффициент смертности до нынешнего уровня 8-12%, то разные развивающиеся страны достигли этого уровня за 15-20-30 лет, причем в условиях отсталой аграрной экономики и при сохранении очень низкого дохода на душу населения.

Снижение детской смертности при сохранении высокого уровня рождаемости вызвало резкий рост народонаселения в развивающихся странах. Именно Азия, Африка и Латинская Америка стали в 50-х годах ареной «демографического взрыва», в результате которого численность населения этих стран за последние три десятилетия стала в два раза больше. Поскольку население экономически развитых стран за последние три десятилетия увеличивалось умеренными, постоянно снижающимися темпами, то доля развивающихся стран в общей численности мирового населения повысилась.

В результате быстрого роста населения развивающихся стран, про­цесса урбанизации, увеличения промышленного производства сюда перемещается центр таких мировых проблем, как продовольственная, сырьевая, энергетическая и экологическая.

Б. Сформулируйте тему прочитанной вами статьи.

В. Разделите текст на смысловые части.

Г. Сформулируйте основные положения статьи. В случае затрудне­ний при выполнении задания ответьте на вопросы, выявляющие знание основных положений текста.

1.   Какой проблеме посвящена статья?

2. Какие два этапа в демографической истории развивающихся
стран рассматриваются в статье?

3. В чем авторы статьи видят основное достижение демографической политики развивающихся стран на современном этапе их
развития?

4. На какое демографическое явление в статье обращается особое
внимание?

5. Какую мысль подчеркивают авторы статьи, когда сопоставляют
темпы роста населения в экономически развитых странах.

6. Какой вопрос затрагивается в заключении статьи?

Д. Напишите аннотацию текста «Специфика демографических про­цессов в развивающихся странах».

Задание 7. Прочитайте текст реферата-конспекта. Проанализируйте его композицию. Текст реферата, как правило, состоит из 3-х частей: введения, описания и заключения.

ЭВМ сегодня

Современные научные эксперименты немыслимы без применения электронных вычислительных машин. Они нужны все большему числу экспериментаторов, не говоря уже о тех, кто профессионально занимается вычислениями.

Выход из создавшегося положения — в создании системы дистанционного коллективного пользования ЭВМ. Она предусматривает появление в каждом институте Академии, в идеале у каждого научного работника, которому нужна ЭВМ, выносного пульта — терминала, через который можно непосредственно связаться с ЭВМ, минуя все промежуточные инстанции: группы по перфорации, математическому обеспечению и т.д.

Институтом физических проблем имени С.И.Вавилова и Вычислительным центром Академии наук РФ создана система коллективного пользования БЭСМ 6 для нескольких академических институтов. Выносными пультами служат стандартные телетайпы. Их связь с ЭВМ может проводиться по специальной линии или через каналы городской телефонной сети. Второй способ универсальнее, он испытывался на линиях, связывающих Вычислительный центр с Московским физико-техническим институтом (г. Долгопрудный), МГУ и рядом научных учреждений. Во всех случаях и даже при связи с одним из учреждений Москвы связь работала нормально.

Система дистанционного коллективного пользования повышает эффективность научных исследований, связанных с применением ЭВМ, в десятки раз ускоряет традиционный цикл: составление программы — пробный пуск — редактирование и отладка — вторичный пуск ЭВМ.

2. Выделите в тексте образцов рефератов языковые и речевые стандарты-клише и скажите, чем обусловлено их употребление.

Аргументируйте свое понимание.

3. Проанализируйте порядок слов в предложении в тексте образцов рефератов, Установите, где находится основная и вспомогательная информация, и скажите, чем она выражена.

Аргументируйте свое понимание.

4. Найдите в тексте образцов рефератов слова, вводящие в логический контекст, Определите языковые средства их выражения и скажите, чем обусловлено их употребление.

Аргументируйте свое понимание.

5. Найдите в тексте образцов рефератов слова, характеризующие степень объективности информации, содержащейся в первичном документе, определите языковые средства их выражения и скажите, с какой целью они употребляются.

Аргументируйте свое понимание.

6. Найдите в тексте образцов рефератов слова - конкретизаторы мысли, определите языковые средства их выражения, скажите, чем обусловлено их употребление.

Задание 8.  Составьте  аннотацию и реферат статьи по вашей специальности.

Задание 9.  Дайте сравнительно-сопоставительную их характеристику с точки зрения структуры, содержания и языка и скажите, что общего и отличного в них и почему.

Задание 10.  Ознакомьтесь с рефератом-резюме текста «Как делаются научные открытия». Выделите его структурные элементы, слова-клише.

В тексте «Как делаются научные открытия» рассматриваются проблемы природы научных открытий и творчества, отмечается, что толчком для поисков является наличие неизученного, неизвестного, скрытого, что требует все более глубокого познания мира, его закономерностей.

В тексте освещен поэтапный процесс исследовательской работы, приводящий ученого к открытию. Дается определение мыслительного творческого процесса, подчеркивается, что в исследовательской работе находит наиболее яркое выражение способность и талант человека к продуктивному мышлению.

Основное внимание в тексте уделяется тому, как ученый приходит к открытию от постановки задачи к поиску путей решения задачи. А также о состоянии вдохновения ученого, которому он отдает всю силу своего интеллекта.

В заключение можно сказать о том, что в тексте формулируется вывод: подлинное научное открытие - это всегда итог огромного творческого темперамента, характера.

Задание 11. Прочитайте рецензию на книгу Л. Скворцова «Правильно ли мы говорим по-русски?» Найдите структурные части вторичного текста, слова и словосочетания, выражающие оценку отношения рецензента.

Книга Л.И. Скворцова «Правильно ли мы говорим по-русски?» представляет собой справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению современного русского литературного языка.

Во «Введении» автор рассматривает целый ряд вопросов, которые имеют большой научный и практический интерес. Отметим, в частности, понятие нормы, ее вариантность, распространение учения о культуре речи на те явления, которые не входят в канон литературного языка. Автор подробно говорит об ортологии, правомерно считая, что в книге, рассчитанной на массового читателя, это понятие нуждается в детальной расшифровке.

Лаконично по форме, но исчерпывающе по содержанию определяется сущность научной языковой политики, доказывается необходимость соблюдения норм как важнейшего условия взаимопонимания при общении.

Небольшой объем «Введения», видимо, не позволил автору проиллюстрировать названные положения примерами из материала словаря или из других источников. Наличие слов в качестве примеров необходимо особенно в том случае, когда рассматриваются варианты (хронологические, стилистические и собственно нормативные).

Вторая часть пособия представляет собой словарь, состоящий из двух разделов: «Правильно произносите слова», «Правильно употребляйте слова и выражения». В эти разделы включены слова, формы слов и словосочетания, в которых чаще всего допускаются ошибки. Удачным является включение не только того, что соответствует нормам произношения, но и случаев их нарушения, типичных ошибок, например: ана′лог (не: анало′г), я′сли, я′слей (не: ясле′й, ясе′ль).

Особенно интересным нам представляется раздел, посвященный словоупотреблению, в котором много ценного материала, отсутствующего в пособиях подобного типа.

Заканчивается работа разделом, который назван «Справочный листок». В нем перечислены основные книги о культуре речи, различные словари и справочники. Этот раздел включает 69 наименований, что свидетельствует о всестороннем охвате имеющейся литературы.

Книга Л. И. Скворцова рассчитана на всех, кто задумывается над вопросом: правильно ли я говорю по-русски? Она должна сыграть определенную роль в повышении культуры речи.

Задание 12.   Прочитайте текст по специальности и напишите на него рецензию.

Задание 13.  Вставьте пропущенные буквы

Квал…фикац…я, профе…ия, спец…альность, пр…звание, профе…ионализм,        пр…емственность, трудовая д…настия , к…нкуренц…я

Работа над словом

Специальность (отдельная отрасль науки, техники,  искусства);

Специализироваться( в чем? по чему?) по генетике, по истории; специалист узкого профиля( по специальности ботаник, археолог, эколог); профессия( основной род занятий, трудовой деятельности) по профессии врач, педагог; критерий( мерило оценки, суждения); квалификация(степень и уровень профессиональной подготовки).

Составьте словосочетания, добавляя  к глаголам слово специалист в требуемых ими косвенных падежах. Определите способ связи, укажите средства связи.

 Готовить, руководить, пригласить, обратиться, выяснить, советоваться, уволить, консультироваться.

 Допишите предложения. Произведите синтаксический разбор трех предложений.

Аскар хочет стать инженером, для этого…

Она очень любит детей, поэтому…

Если хочешь стать хорошим специалистом,…

Для овладения хорошей профессией …

Чтобы получить хорошее образование зарубежом,…

Ответьте на вопросы 

Скажите, какие факторы, на ваш взгляд, определяют выбор профессии?

Почему вы так считаете?

Употребите в своем ответе следующие конструкции:

Оказывать (оказать влияние на что?) на  выбор профессии

Играть роль( в чем?);принимать(принять во внимание что?); учитывать( учесть что?) заработки, условия труда);испытывать(испытать что?) радость

Почему вы выбрали именно эту профессию?

Каким специальностям отдают предпочтение   выпускники школ?

Какие профессии востребованы на рынке труда в настоящее время?

Скажите, какие профессиональные качества обязательны для вашей профессии?

Развиты ли они у вас? Мотивируйте свою точку зрения.

Задание  14. Расставьте знаки препинания в предложениях. Объяснить значение данных слов.

Найти свое призвание утвердиться в нем  источник счастья. И знания и умения и навыки формируются только в процессе учебы и труда. Квалификация специалиста определяется множеством факторов высоким профессионализмом  теоретической и практической подготовкой  высокой духовной культурой. Высокий профессионализм теоретическая и практическая подготовка высокая духовная культура все эти факторы определяют квалификацию специалиста. Экономист должен знать математику и экономику и статистику. 

Задание 15.  Прочитайте  текст.

Состояние и факторы туризма

В международной торговле услугами значительную долю составляет туризм.

Туристом, в соответствии с международной статистикой, является любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Различают три основных вида международного туризма: рекреационный, научный и деловой.

Рекреационный туризм – это туризм, который связан с отдыхом в широком смысле слова. Сюда могут входить поездки с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных соревнований, встречи с друзьями и родственниками.

Научный туризм – это участие в научных симпозиумах, конгрессах, конференциях.

Деловой туризм – это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных выставок с ознакомительной целью и возможностью с последующим заключением контрактов.

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сферы услуг мирового хозяйства. За последние годы темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире в среднем составляли 5,1% ежегодно, а валютных поступлений – 14%.

Международный туризм является одной из трех крупнейших отраслей в мире, уступая лишь автомобилестроению и нефтедобывающей промышленности.

Для многих государств иностранный туризм является важнейшим фактором роста национальной экономики и существенным источником поступлений от экспорта. Например, 50% ВВП Багамских островов образуется за счет иностранного туризма. Доходы Испании от туризма составляют около 19 млрд. долларов (около 5% ВВП страны), США – 45,2 млрд. долларов (свыше 5 % стоимости экспорта), Турции – 2,7 млрд. долларов (20% стоимости экспорта).

Следует отметить, что международный туризм в мире распределяется крайне неравномерно вследствие различий в уровнях социально- экономического развития отдельных стран и регионов. На промышленно развитые страны приходится 70-75% всех совершаемых в мире зарубежных поездок, при этом на долю стран Европейского Союза приходится около 40% прибытий туристов и Валютных поступлений.

Мировой опыт показывает, что значение туризма для развития экономики страны велико. Во-первых, выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей. Так, иностранные туристы покупают значительную часть некоторых товаров: во Франции – одежду и косметику, в Италии – обувь, в Швейцарии – часы. Во-вторых, туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере. В-третьих, туризм способствует повышению деловой активности, обмену информацией, научными знаниями.

Задание 16.  Ответьте на вопросы:

·          Кого называют туристом?

·          Какие существуют виды международного туризма?

·          Что такое рекреационный туризм?

·          Что такое научный туризм?

·          Что такое деловой туризм?

·          Что представляет собой туризм в настоящее время?

·          С какими крупнейшими отраслями конкурирует международный туризм?

·          Какое значение имеет туризм?

Задание 17.   Найти в тексте синтаксические конструкции, выражающие:

а) квалификацию лица, предмета, явления;

б) соотношение частного и общего, части и целого, состава вещества предмета.

в)привести примеры из текста, иллюстрирующие: а) употребление терминологической лексики; б) преобладание имени существительного; в) употребление глаголов несовершенного вида.

г)выписать числительные из текста, заменяя цифры словами.

Требования к написанию реферата.

Назначение реферата по возможности заменить текст источника. Объем реферата зависит от конкретных целей и задач и составляет 30% объема реферируемой работы.

Основные требования, предъявляемые к реферату:

·          информативность, полнота изложения;

·          объективность, неискаженное фиксирование всех положений
первичного текста;

·          корректность в оценке материала.

В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.

Реферат должен отражать главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике..

Составление реферата – это не простое сокращение текста за счёт исключения отдельных абзацев источника. Цель реферирования – создать вторичный текст на основе текста-оригинала. При составлении реферата следует избегать обильного цитирования, поскольку реферат не равен конспекту. Найти ключевые слова. Ключевыми словами являются научные термины или словосочетания, которые в логической последовательности уже сами по себе схематично передают основное содержание текста.   При  написании реферата использовать  специальные стандартные выражения (клише).  Например:

– Статья представляет собой обзор различных направлений ...

– В статье обобщается опыт ...

– В книге описана методика ...

– В статье обосновывается принцип ...

– В работе анализируются различные подходы к решению проблемы ...

– В статье рассматриваются вопросы ...

 Необходимо использовать так называемые слова обобщённо-абстрактного значения: обзор, подходы, методика и др.

Строго соблюдать композицию:

1. Вступление. Задачи вступления: дать исходные данные текста (название оригинального текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, учёная степень, учёное звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить своё мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

План реферата:

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: Статья (книга, монография...) посвящена... (теме, вопросу, проблеме).

3. Композиция. Указывается, из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)... (трех разделов и т.п.).

4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения:

·          Во введении указывается (отмечается), что...

·          В первой главе освещается...

·          Автор отмечает (указывает, делает вывод), что...

·          Вторая глава посвящена (содержит)...

·          По мнению автора...

·          В третьей главе...

·          В заключении указывается (отмечается), что...

5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы... и т.п.

6. Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:

·          Статья предназначена для специалистов в области...

·          Представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т.п.