Теоретическая справка: Аннотация. Аннотирование научного текста. Реферат. Отзыв и рецензия

 

Аннотация представляет собой краткую справку о печатном произведении. Наряду с общей характеристикой аннотация включает некоторые дополнительные сведения об источнике и его авторе. Аннотация позволяет судить о характере работы, ее ценности. Для аннотирования, как и для реферирования, предлагаются научные и научно-популярные статьи, монографии по проблемам, близким к специальности студента. Аннотирование — сложное комплексное умение, при котором выполняются следующие операции: поиск и вычленение главной информации, аргументация. Вместе с тем при аннотировании не требуется такого точного понимания текста и вычленения всех существенных положений содержания источника, как при реферировании, отсутствует тождество между текстом оригинала (в его существенных положениях) и текстом аннотации. К тексту аннотации предъявляется ряд требований: учет ее назначения, учет содержания аннотируемого оригинала, соблюдение логической структуры, ограниченный объем, использование языковых средств, свойственных научно-технической литературе. В основе работы над аннотацией лежит умение выделять главную информацию из текста первоисточника.

 

Структура аннотации

 

Аннотация состоит из двух обязательных частей: 1) содержательная характеристика первоисточника, цель автора; 2) адресат первичного текста. Кроме того, могут быть факультативные части: 1) композиция, структура первичного текста; 2) иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике. Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.

1.Характеристика содержания текста:

В статье (книге) рассматривается ...

В книге изложены ...

Статья посвящена ...

В статье даются ...

В основу работы положено ...

Автор останавливается на следующих вопросах ...

Автор затрагивает проблемы ...

Цель статьи — показать ... Цель автора — объяснить (раскрыть) ... Целью статьи является изучение ... Автор ставит целью проанализировать ..

2. Композиция работы:

Книга состоит из ... глав (... частей) ... Статья делится на ... части. В книге выделяются ... главы.

3.Назначение текста:

Статья предназначена (для кого); рекомендуется (кому) ...

Сборник рассчитан ...

Для бакалавров, магистрантов ...

Предназначается широкому кругу читателей ...

 Книга заинтересует ...

 

Виды аннотаций

 

По содержанию и целевому назначению аннотации подразделяются на справочные и рекомендательные. Справочные аннотации, их также называют описательными или информационными, характеризуют тематику текста, сообщают какие-либо сведения о нём, но не дают его критической оценки. Рекомендательные аннотации характеризуют первоисточник и дают оценку его пригодности для определенной категории потребителей, с учетом уровня подготовки, возраста и других особенностей потребителей. По полноте охвата содержания аннотируемого макротекста и читательскому назначению аннотации подразделяются на общие и специализированные. Общие аннотации характеризуют макротекст документа в целом и рассчитаны на широкий круг пользователей. Специализированные аннотации, характеризуя документ лишь в определенных аспектах, рассчитаны на узкий круг специалистов, и носят в основном справочный характер. Разновидностью специализированной аннотации является аналитическая аннотация, характеризующая определенную часть или аспект содержания документа, которые посвящены определенной теме. Характеризуя структуру аннотации, необходимо обратить внимание на:

1.Элементы выходных данных, в которых обычно указываются
имя, отчество (инициалы) и фамилия автора (авторов) книги,
издательство, место и год издания.

2.Расположение в книге библиографического описания и аннотации
(они обычно помещаются на обороте титульного листа).

Реферат — это особый жанр научной литературы. Реферат [от лат. reffere — докладывать, сообщать] (спец.) — «краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документами и определения целесообразности обращения к нему» (ГОСТ 7.0—84).

Важнейшая задача реферата - в сжатом виде передать содержание, основные идеи, положения, выводы первоисточника.

Реферирование не исчерпывается формальным сокращением первоисточника и механическим переписыванием его отдельных положений. Необходим логический анализ текста, тщательный отбор материала, т.е. вычленение главной, менее значимой и второстепенной информации, «сильных» и «слабых» элементов в лексическом и синтаксическом планах.

Реферирование предполагает все способы свертывания информации первоисточника — резюмирование, аннотирование, а также, конечно, составление реферата — сокращенного текста научной работы, излагающего его основную проблематику.

Назначение реферата по возможности заменить текст источника. Объем реферата зависит от конкретных целей и задач и составляет 30% объема реферируемой работы.

Реферат [от лат. reffere — докладывать, сообщать] (спец.) — «краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документами и определения целесообразности обращения к нему» (ГОСТ 7.0—84).

Реферат как жанр научной литературы, помимо общих закономерностей функционального стиля научной и технической литературы, имеет частные особенности, присущие данному жанру в отличие от других жанров этого стиля, что обусловлено функцией реферата, его информационным назначением.

Основные требования, предъявляемые к реферату:

·информативность, полнота изложения;

·объективность, неискаженное фиксирование всех положений
первичного текста;

·корректность в оценке материала.

Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы.

Виды рефератов: репродуктивные (реферат-конспект, реферат-резюме); и продуктивные  (реферат-обзор, реферат- доклад).

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения.

Реферат-резюме (индикативный реферат) приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста, но в отличие от аннотации в реферате — резюме проблематика статьи излагается более развернуто. Реферат-резюме может констатировать все для понимания проблематики текста: то, что подробно излагается (показывается, описывается, обсуждается, рассматривается) и то, что лишь затрагивается, о чем лишь упомянуто, на что обращается внимание, что предполагается, уточняется.

Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу.

Реферат-доклад дает анализ информации, приведенной в первоисточнике, и объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат.

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста. Реферирование - это сложный творческий процесс. В основе реферирования лежит умение выделять главную информацию из текста первоисточника

Реферирование, аннотирование и рецензирование научных текстов часто встречаются в ходе занятия наукой. К ним приходится обращаться при знакомстве с отзывами и рецензиями на свои работы, а также при составлении авторефератов, аннотаций собственных работ (например, тезисов докладов, статей, диссертаций) и рецензий на работы коллег. Следовательно, чтобы эти тексты были полноценными и соответствовали ключевым требованиям, необходимо чётко определить, что представляет собой каждый из них. Реферат, аннотация и рецензия являются вторичными текстами, написанными на основе текста-оригинала. Эти три разновидности жанра научной речи осуществляют разные варианты компрессии научного текста. Компрессия, т. е. сжатие – основной вид переработки научного текста. Работа над компрессией текста способствует более основательному его пониманию, поскольку в ходе неё необходимо не только прочитать текст внимательно, но также выявить логику его развития, основные положения, смысловую структуру и второстепенные детали. Вторичные тексты могут создаваться в результате сжатия и развёртывания оригинального текста. В процессе сжатия появляются аннотация, тезисы, реферат, и конспект, в процессе развёртывания – комментарии. Для того, чтобы создать любую разновидность вторичного текста, необходимо охватить весь оригинальный текст целиком, но это невозможно сделать без понимания прочитанного. Таким образом, прежде чем начать писать аннотацию, тезисы, реферат или конспект, необходимо понять исходный текст, в том числе определить область знаний, к которой относится текст. После того, как текст прочитан и понят, наступает очередь воспроизведения полученной информации. Специфика воспроизведения текста зависит от вида компрессии и может принимать формы аннотации, тезисов, реферата, рецензия. Эти формы различаются не только степенью сжатия или развернутости содержания первоисточника, но и использованием стандартных клише при оформлении вторичного текста.

 

Реферирование научных текстов по специальности

 

Реферирование – процесс работы с текстом-оригиналом, включающий осмысление текста, преобразование информации и создание вторичного текста. Реферат – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, статьи, результатов исследования какой-либо проблемы, итогов научной работы. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике. Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

1. Репродуктивные рефераты бывают двух видов – реферат-конспект и реферат-резюме.

● Реферат-конспект содержит в обобщённом виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

● Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

2. Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом.

● Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, даёт сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

● Реферат-доклад имеет развёрнутый характер, наряду с анализом информации, приведённой в первоисточнике, даёт объективную оценку состояния проблемы.

Составление реферата – это не простое сокращение текста за счёт исключения отдельных абзацев источника. Цель реферирования – создать вторичный текст на основе текста-оригинала. При составлении реферата следует избегать обильного цитирования, поскольку реферат не равен конспекту. Составлению реферата предшествует внимательное чтение текста и выделение в нём основной информации. Способствует этому выделение ключевых слов в каждом абзаце текста. Ключевыми словами являются научные термины или словосочетания, которые в логической последовательности уже сами по себе схематично передают основное содержание текста. В зависимости от объёма реферата текст обычно сокращается за счёт комментирующей части абзаца. Выделив ключевые слова и главные абзацные фразы, можно приступать к составлению реферата. Для этого используются специальные стандартные выражения (клише). Выбор клише зависит от содержания текста-источника. Текст может представлять собой: анализ, изложение теории, классификацию, обзор, оценку, характеристику и др. В зависимости от этого формулируется первая фраза реферата. Например:

– Статья представляет собой обзор различных направлений ...

– В статье обобщается опыт ...

– В книге описана методика ...

– В статье обосновывается принцип ...

– В работе анализируются различные подходы к решению проблемы ...

– В статье рассматриваются вопросы ...

Продолжение клише, т.е. формулирование сути статьи и её основных проблем, делается на основе ключевых слов и главных абзацных фраз источника. При этом полезно использовать так называемые слова обобщённо-абстрактного значения: обзор, подходы, методика и др., которые нередко отсутствуют в источнике, т. е. автор статьи не использовал их при написании своей работы.

Как и любой научный текст, реферат имеет определённую композицию:

1. Вступление. Задачи вступления: дать исходные данные текста (название оригинального текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, учёная степень, учёное звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить своё мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Детализированный план реферата:

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи, книги. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: Статья (книга, монография...) посвящена... (теме, вопросу, проблеме).

3. Композиция. Указывается, из скольких и каких структурных частей состоит источник (обычно книга). При этом используются следующие выражения: Книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)... (трех разделов и т.п.).

4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения:

Во введении указывается (отмечается), что...

В первой главе освещается...

Автор отмечает (указывает, делает вывод), что...

Вторая глава посвящена (содержит)...

По мнению автора...

В третьей главе...

В заключении указывается (отмечается), что...

5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы... и т.п.

6. Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:

● Статья предназначена для специалистов в области...

● Представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т.п.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

● содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

● содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

● имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называется основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.