Практические задания: Композиционно- смысловая организация научного текста

 

 

Задание 1. Прочитайте текст. Составьте план. 

Предприниматель

В нашем обычном понимании - это предприимчивый человек, который стремится заработать много денег. Закон действительно определяет, что предпринимательская деятельность – это деятельность с целью получения прибыли по производству, реализации, продаже товаров, материальных ценностей, оказанию услуг (юридических, медицинских и др.).

Заниматься такой деятельностью можно индивидуально или путем создания предприятия, фирмы.

Имея имущество на право собственности, предприниматели могут создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами. Что же такое юридическое лицо? Ясно, что составляющее это понятие слово «лицо» означает гражданин, правоспособный субъект, имеющий денежные средства и имущество.

Средства, вносимые каждым учредителем, объединяются и образуют имущество, обособленное от имущества каждого из них. Это имущество, предназначенное для совместной эксплуатации, принадлежит компании как таковой, и она, таким образом, выступает как юридическое лицо, отличное от входящих в ее состав физических лиц и обладающее определенными правами и обязанностями.

«Компания» представляет собой объединение имущества и денежных средств, то есть капитала.

Формы компаний исключительно разнообразны, и каждая из них характеризуется особым типом отношений между ее членами (учредителями) и отношений с партнерами. Юридическое лицо компании отличается от юридического лица ее членов. Компания имеет название, официальный адрес правления компании, имущество или достояние (активы или акционерный капитал). Она, следовательно, обладает правами и обязанностями, но должна быть предоставлена физическими лицами, которые будут действовать в ее интересах, подписывать акты, нести ответственность. Компания имеет цель, ради которой компаньоны ее и создали. Эта цель состоит в стремлении получить прибыль в результате совместной эксплуатации имущества компании. Каждый компаньон, к какому бы типу компании он не принадлежал, является членом объединения, созданного в результате  заключения договора (учредительского договора). Функционирование компании должно подчиняться общему правилу неприкосновенности капитала компании.

Создать предприятие – дело сложное и под силу только взрослым.

Для того чтобы заниматься самому предпринимательской деятельностью, необходимы: желание, знания, навыки работы, получение патента на право заниматься такой деятельностью.

Граждане вправе осуществлять любую предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.

Задание к тексту: Ответьте на вопросы

·          Что такое предпринимательская деятельность?

·          Что такое юридическое лицо?

·          Что представляет собой «компания»?

·          Кто может быть «компаньоном»?

·      Проанализируйте лексику текста с точки зрения соотношения имен существительных и глаголов и установить, что преобладает в тексте и почему. Аргументируйте свое понимание.

·     Установите, какой падеж имени существительного преобладает в тексте и почему, указать цепочки родительных падежей. Аргументируйте  свое понимание.

·  Установите, какой вид, какое время и лицо глагола наиболее употребительны в тексте и почему. Аргументируйте свое понимание.

·  Определите  характер глаголов, использованных в тексте, выделив и отдельные группы: полнозначные глаголы; десемантизированные глаголы.

·        Установите, какие глаголы преобладают в тексте и почему.

Задание 2. Объясните значения слов и словосочетаний.

Предприниматель, предпринимательская деятельность, юридическое лицо, имущество, компания, компаньон.

Задание 3. Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части. Выделите часть, в которой говорится о функциях мировых языков. Составьте вопросный план текста. Перескажите его.

Мировые языки

Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные. Функции этих языков не ограничиваются жизнью внутри нации и охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм, глобальные системы коммуникаций – от телеграфа и радиосвязи до авиа- и космических сообщений. На них общаются ученые разных стран, они хранят в переводах и научно-технических рефератах массивы общечеловеческого знания. Они принимаются как «рабочие языки» ООН и других международных организаций и съездов, а также как и «иностранные языки», т.е. обязательный предмет обучения в вузах и школах большинства государств мира.

Абсолютное число говорящих на мировом языке как на родном не главный его признак: на, несомненно, мировом французском языке как на родном говорит около 80 млн. человек, тогда как на китайском – свыше 1 млрд. Важнее всемирность расселения людей, знающих эти языки (причем не обязательно в совершенстве: часто достаточно, скажем, уметь читать и переводить), охват максимального числа стран и влиятельных слоев общества (научно-технической и творческой интеллигенции, административного аппарата и т.д.), сознательно считающих овладение мировыми языками полезным и выгодным. Состав мировых языков изменчив. В настоящее время в него входят английский, русский, французский и др. Ведущее место принадлежит английскому языку, родному для 420 млн. человек. Его изучают почти во всех странах – около 18 млн. человек ежегодно, и его международные функции общеизвестны: однако еще в XVIII в. он не имел престижа французского или португальского (последний в наше время вышел из состава мировых языков) и стал языком широкого межгосударственного употребления лишь в XIX в.

Русский язык, родной для 250 млн. человек, издавна служил средством межнационального сотрудничества народов нашей страны и стал общепризнанным мировым языком с середины XX века. Войдя в состав мировых языков, он сразу определил собратьев по ряду общественных функций, например, только на нем и на английском кодируется 70% всей мировой научной информации. Его общечеловеческая ценность связывается с богатейшей русской классической и современной художественной литературой и непревзойденными по качеству и количеству переводами на русский язык литературы всех языков мира.

Принятие человечеством данного языка как мирового связано с авторитетом, ролью страны этого языка в истории и современности.

Наряду с социально-историческими причинами существенны и лингвистические. Речь идет о том, насколько данный язык пригоден, удобен для выполнения мировых коммуникативных функций, насколько подготовлен к преподаванию носителям иных языков и культур. Он должен быть сформировавшимся национальным литературным языком, обладающим длительной письменной традицией, установившимися нормами, хорошо исследованным и описанным в грамматиках, словарях, учебниках.

Задание 4. Выделите основную информацию каждой части текста и запишите ее в форме тезисов

Загадочные неслышимые звуки

1. В последние годы инфразвуками заинтересовались многие ученые. У профессора Гавро, работающего на юге Франции, близкое знакомство с инфразвуками началось, можно сказать, случайно. В одном из помещений лаборатории с некоторых пор стало невозможно работать. Не успев пробыть здесь и двух часов, люди чувствовали себя совсем больными: кружилась голова, наваливалась сильная усталость, нарушались мыслительные способности. Прошел не один день, прежде чем Гавро и его коллеги сообразили, где следует искать причину. Оказалось, инфразвуковые колебания большой мощности создавала вентиляционная система завода, который был построен вблизи лаборатории. Частота волн была около семи герц, и это влияло на человека.

2. Скоро выяснилось, что шутить с этими неслышимыми звуками нельзя. Даже инфразвук не очень большой силы способен нарушить работу мозга, вызвать обмороки, привести к временной слепоте. А мощные звуки с частотой в семь герц останавливают сердце или даже разрывают кровеносные сосуды. Инфразвук еще более мощный действует уже на весь организм. Начинают колебаться внутренние органы — желудок, сердце, легкие. При этом неизбежны их повреждения.

Биологи, изучившие на себе, как действует на психику инфразвук большой интенсивности, установили, что иногда при этом рождается чувство беспричинного страха. Другие частоты вызывают состояние усталости, чувство тоски или же морскую болезнь с головокружением и рвотой.

3. Самое важное для нас живые организмы. Будущие исследования, несомненно, принесут здесь выдающиеся открытия — раскрыть весь механизм воздействия инфразвуковых колебаний на у больного припадки эпилепсии, как только при нем начинали играть.  Стоит вспомнить, кстати, что еще в 1934 году психиатр М.Ники на органе. А вибрация органных труб, как известно, рождает инфразвуки.

4. Кому неизвестно, сколь отрицательное влияние. А оказывает порой на наше состояние, на работоспособность сильный шум. Он раздражает и утомляет инфразвуки? Этот безголосый шум тоже вреден. Причем речь идет не об излучениях большой мощности, которые ученые получают в своих лабораториях, и не о тех очень редких случаях, когда опасный для жизни инфразвук вдруг возникает в природе. И слабые инфразвуки, с которыми каждый из нас ежедневно встречается, влияют на человека.

5. Специалисты на основании многих фактов, наблюдений подозревают, что инфразвуки — одна из причин нервной усталости у городских жителей. И мы знаем, что в городах действительно больше инфразвуков. Постоянный поставщик инфразвуковых волн — городской транспорт, многие производства. Что и как влияет на воспроизводство инфразвуков? Что необходимо для того, чтобы «шумовой фон» инфразвуков не рос бесконтрольно? Каковы его допустимые пределы? Все это теперь исследуется учеными... Инфразвук, препарированный в лабораториях, показал свой характер. Его нужно взять под контроль человека. Еще не все его особенности и закономерности, с ним связанные, мы знаем. Но уже многое известно и теперь учитывается при конструировании различных машин и механизмов.

      Задание 5.  

1. Сопоставьте пункты плана с тезисами.

2. Укажите, в чем различие между ними по форме и по содержанию.

3.Один из тезисов дополните информацией, чтобы получился полный текст.

План:

1.Что называется привычкой в психологии?

2.Каким путем формируется привычка?

3.Какие виды привычек рассматриваются в психологии?

Тезисы:

1.Привычка – потребность человека совершать определенные действия.

2.Основной путь формирования привычек – многократное повторение тех или иных действий.

3.Привычки бывают гигиенические   и нравственные, положительные и отрицательные.

4.Составьте тезисы к тексту по специальности.    

Задание 6. Прочитайте текст. Разбейте его на композиционные блоки. Составьте сначала простой план, затем развернутый.

К витаминам относятся органические вещества разного химиче­ского состава. Витамины выполняют в теле растения роль катализа­торов. Различают витамины,  растворимые в воде (В, С, РР, Н и др.), они  находятся в клеточном соке. Витамины, растворимые в жирах (А, Д, Е), находятся в цитоплазме. Не все растения одинаково активны в накоплении витаминов. Разные витамины сосредоточены в определенных органах растений. Витамины группы В (В, В1 В2 и др.) содержатся в зародыше, в кожуре семян или молодых пророст­ках, например, ржи, пшеницы; витамин С — в плодах шиповника, лимона, черной смородины; витамин Е — в растительных маслах хлебных злаков; витамин К — в листьях люцерны, шпината, крапи­вы. Всего насчитывается около 40 витаминов. Уже давно доказано их важнейшее значение для нормального обмена веществ у человека и животных. Недостаток или отсутствие витаминов в пищевом раци­оне вызывает болезни органов и систем, а затем общее заболевание. Разные витамины даже одной группы влияют на разные органы и системы человеческого (животного) организма. Например, недоста­ток в организме витамина С (аскорбиновой кислоты) вызывает цингу, витамина РР (никотиновой кислоты) — пеллагру.

Витамины играют важную и весьма разнообразную роль в жизни самих же растений. В обмене углеводов, белков и жиров важную роль играет витамин В. Провитамин А (каротин) принимает косвен­ное участие в процессе фотосинтеза. Витамин С предохраняет хло­рофилл  от разрушения. Запасов витаминов в организме почти не образуется, поэтому ви­тамины непрерывно должны вводиться в организм.

Задание 7. Составьте развернутый план текста по специальности.

Задание 8. Составьте свернутый план текста по специальности.

Задание 9. Прочитайте текст, составьте тезисный план.

      Морально-нравственные качества – это не то, что дается человеку с рождения. Они нарабатываются воспитанием или же самовоспитанием. В состоянии ли человек жить без моральных норм, заложенных в характере? Выжить сможет, но не сможет добиться любви и уважения окружающих. Как же стать воспитанным человеком, что именно нужно в себе развивать? Морально-нравственные качества бывают разными. Одно из них – это трудолюбие. Человек, который не отлынивает от работы, всегда имеет вес в глазах общества. Какая же должна быть работа? Это неважно. Каждый индивид должен трудиться в меру своих возможностей и способностей. Если он может зарабатывать деньги интеллектуальным трудом, значит, он должен работать инженером, программистом и т. д. Если человек не получил специального образования, он всегда может устроиться водителем, диспетчером, строителем и т. д. Воспитание трудолюбия должно начинаться в детстве. Некоторые родители оберегают детей. Они не заставляют своих чад трудиться и аргументируют это тем, что у ребенка должно быть нормальное детство. Но ведь если не приучать детей к труду, из них вырастут лентяи. Подростки с 14 лет уже могут идти на работу. Причем часто это практикуется в семьях с хорошим достатком. Таким образом, родители приучают своих чад к работе. Трудолюбие – это привычка, и если ее нет, человеку придется очень трудно в жизни. Чтобы не прослыть лентяем, нужно работать не только на основной работе, но и дома. А также следует по мере необходимости помогать друзьям и родственникам.  Заложение основ морально-нравственных качеств происходит в детстве. Именно родители должны объяснить ребенку, что такое уважение к старшим. Дети могут стесняться и бояться взрослых, но это чувство страха следует искоренять. Подменяйте его уважением. Ребенок должен понимать разницу между собой, бабушкой и дедушкой. Пожилые люди обладают меньшей энергией и меньшим количеством сил. По этой причине им нужно помогать носить тяжелые сумки и уступать место в общественном транспорте. Но вежливость – это не только то, что человек выставляет напоказ в форме поведения. Уважение проявляется в отношении к старшему поколению. Ребенок, а затем и взрослый человек, должен уважать не только тех, кто старше, но и тех кто моложе. Разговор на «вы» со всеми незнакомыми людьми – это дань уважения к персоне. Не стоит пренебрегать простыми правилами приличия, чтобы не прослыть невежливым человеком. 

Задание 10. Составьте вопросный план к тексту.

Патриотизм - это чувство не только любви к своей Родине, но и способность встать на ее защиту в любое время. Человек любит всю жизнь те места, где он родился, свою улицу, свой поселок, свою страну. И если даже ему пришлось уехать из родного края, он все равно тоскует за своей Родиной. Ведь живя во Франции или Испании, сразу многие радуются красоте, роскоши и изяществу архитектуры многих городов. Но через некоторое время они понимают, что здесь им нет места, так как они чужаки. И человек все больше тоскует и вспоминает свою Родину. Многие писатели, уехав в другие страны, писали в своих произведениях о том, что у них нет вдохновения и совсем не получается писать новые рассказы.

Большинство людей начинают понимать, что такое Родина благодаря ответственным родителям, которые воспитывают в них это чувство. Во время звучания гимна страны все стоят молча и торжественно, на больших праздниках, таких, как день страны, все радуются и славят свою Родину. Даже во время школьной линейки звучит гимн, и дети торжественно его слушают. Если упоминаются трагические события, сочувствуют всей страной. В этом и есть сила единства всего народа, живущего в одной стране. Патриотизм и вызван любовью к своей Родине, какой бы она не была, даже если и есть какие-то недочеты и недостатки, патриот об этом знает, но все это не мешает ему любить свою страну и отдать за нее жизнь. Поэтому истинные патриоты, даже если и уезжают на некоторое время жить в другие страны, то там они тоже любят только свою страну, соблюдают обычаи и хранят символы Родины, ведь  по-другому просто нельзя поступить. И после возвращения домой человек радуется, ведь живя на чужбине, у него не возникало даже мыслей остаться здесь навсегда. Для него поменять свое гражданство, значит изменить своей Родине.

Истинные патриоты ценят не только положительные стороны своей страны, но и знают все ее отрицательные черты и предлагают их исправить. Для многих людей  слово Родина звучит не только гордо, но одновременно торжественно и ответственно, ведь при любом вторжении врагов, все жители города, поселка, всей страны встанут на защиту своего отечества.