Теоретическая справка: Композиционно- смысловая организация научного текста
Тезирование
текста предполагает деление его на смысловые части, нахождение в самом тексте
тезисной формы изложения, выявление основной информации и обобщение каждой части
текста в виде тезисов.
Тезис
- это положение, истинность которого должна быть доказана. Тезисы - один из
наиболее сложных видов сокращения, это кратко сформулированные основные
положения абзаца, текста лекции, доклада. Количество тезисов совпадает с
количеством информативных центров текста. Тезисы бывают вторичными
(публикуемые) и оригинальными (для публикации).
Вторичные
тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника,
например, научной статьи, учебника или монографии. Такие тезисы необходимы для
научной работы студентам и аспирантам.
Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках. Пункты тезисного плана формулируются двусоставными предложениями, выражающими содержание микротемы. Тезисы отличаются от плана тем, что в них не только называются вопросы, рассматриваемые в тексте, но и раскрывается их сущность. Оригинальные тезисы обычно составляются в связи с предстоящим симпозиумом, конгрессом, конференцией и распространяются между участниками научного форума до его открытия. Это делается для того, чтобы выступающие (и слушатели) могли более конкретно ознакомиться с программой предстоящей работы, информативно и психологически подготовиться к ней; выделить наиболее актуальные для себя темы и проблемы, установить соотношение своего сообщения с выступлениями других, прогнозировать возможности дискуссии и свое участие в ней. Вторичные тезисы имеют и более широкого и долговременного адресата — массу специалистов, заинтересованных в получении соответствующей научной информации, представленной в предельно экономной форме, и в поисковой ориентировке
Конспект
- краткое, письменное изложение основных положений читаемого или воспринимаемого
на слух текста. Конспектирование включает в себя все другие формы записи:
план, тезисы, выписки, цитаты. Приступая к составлению конспекта, надо прежде
всего записать фамилию автора, полное название работы, указать год издания и
наименование издательства. Необходимо научиться выделять в конспекте самые
важные места. Это можно сделать с помощью различного шрифта, подчеркиваний,
заметок на полях. В отличие от тезисов, конспект содержит не только кратко
сформулированные основные положения, но и доказательства, иллюстративный
материал. Конспектирование – сокращенная запись текста при сохранении его
смысла.
Оно
включает несколько этапов работы:
-отбор
самой существенной информации;
-перевод
отобранной информации на свой язык с попутным
сокращением;
-запись
этого сокращенного, сжатого текста.
Существуют
разные виды конспекта: плановый, текстуальный, тематический,
свободный.
Плановый
конспект или план-конспект.
При создании такого конспекта вначале пишется план. Далее, по мере
необходимости, на отдельные пункты плана «наращивается» текст. Это могут
быть цитаты или свободно изложенный текст. Такой конспект, как правило,
используется при подготовке к какому-либо устному сообщению. Он помогает
понять изученный текст и лучше его запомнить.
Текстуальный
конспект.
Этот конспект представляет собой монтаж цитат.
Тематический
конспект.
Такой конспект является кратким изложением одной темы, раскрытой по
нескольким источникам. Он может быть связным и расчлененным. Кроме того, в
нем могут содержаться цитаты и схемы.
Свободный
конспект.
Он включает в себя и собственные формулировки и цитаты. В нем могут быть связаны
переходы от одной части к другой, и эти переходы могут отсутствовать.
Такой конспект более полезен, так как необходимость что-либо сформулировать
самому всегда требует более глубокого проникновения в читаемый текст и
способствует его запоминанию.
План
– определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо: план
статьи. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи. Форма
записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план - опорная
схема. Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому
информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении
вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не
словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и
т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).
Тезисный
план
- план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы
пользуются звуками, которые мы не слышим).
Назывной
план
- план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и
птицами неслышимых звуков).
План - опорная схема состоит из опор - слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач. План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям. Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.
Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения. Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования
Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов
План
свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и
оглавлением.