Теоретическая справка: Композиционно- смысловая организация научного текста

Тезирование текста предполагает деление его на смысловые части, нахождение в самом тексте тезисной формы изложения, выявление основной информации и обобщение каждой части текста в виде тезисов.

Тезис - это положение, истинность которого должна быть доказана. Тезисы - один из наиболее сложных видов сокращения, это кратко сформулированные основные положения абзаца, текста лекции, доклада. Количество тезисов совпадает с количеством информативных центров текста. Тезисы бывают вторичными (публикуемые) и оригинальными (для публикации).

Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, научной статьи, учебника или монографии. Такие тезисы необходимы для научной работы студентам и аспирантам.

Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках. Пункты тезисного плана формулируются двусоставными предложениями, выражающими содержание микротемы. Тезисы отличаются от плана тем, что в них не только называются вопросы, рассматриваемые в тексте, но и раскрывается их сущность. Оригинальные тезисы обычно составляются в связи с предстоящим симпозиумом, конгрессом, конференцией и распространяются между участниками научного форума до его открытия. Это делается для того, чтобы выступающие (и слушатели) могли более конкретно ознакомиться с программой предстоящей работы, информативно и психологически подготовиться к ней; выделить наиболее актуальные для себя темы и проблемы, установить соотношение своего сообщения с выступлениями других, прогнозировать возможности дискуссии и свое участие в ней. Вторичные тезисы имеют и более широкого и долговременного адресата — массу специалистов, заинтересованных в получении соответствующей научной информации, представленной в предельно экономной форме, и в поисковой ориентировке

Конспект - краткое, письменное изложение основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. Конспектирование включает в себя все другие формы запи­си: план, тезисы, выписки, цитаты. Приступая к составлению конспекта, надо прежде всего записать фамилию автора, полное название работы, указать год издания и наименование издательства. Необходимо на­учиться выделять в конспекте самые важные места. Это мож­но сделать с помощью различного шрифта, подчеркиваний, заметок на полях. В отличие от тезисов, конспект содержит не только кратко сформулированные основные положения, но и доказательства, иллюстративный материал. Конспектирование – сокращенная запись текста при сохранении его смысла.

Оно включает несколько этапов работы:

-отбор самой существенной информации;

-перевод отобранной информации на свой язык с по­путным сокращением;

-запись этого сокращенного, сжатого текста.

Существуют разные виды конспекта: плановый, тексту­альный, тематический, свободный.

Плановый конспект или план-конспект. При создании такого конспекта вначале пишется план. Далее, по мере не­обходимости, на отдельные пункты плана «наращивается» текст. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст. Такой конспект, как правило, используется при подго­товке к какому-либо устному сообщению. Он помогает по­нять изученный текст и лучше его запомнить.

Текстуальный конспект. Этот конспект представляет со­бой монтаж цитат.

Тематический конспект. Такой конспект является крат­ким изложением одной темы, раскрытой по нескольким ис­точникам. Он может быть связным и расчлененным. Кроме того, в нем могут содержаться цитаты и схемы.

Свободный конспект. Он включает в себя и собственные формулировки и цитаты. В нем могут быть связаны перехо­ды от одной части к другой, и эти переходы могут отсутство­вать. Такой конспект более полезен, так как необходимость что-либо сформулировать самому всегда требует более глу­бокого проникновения в читаемый текст и способствует его запоминанию.

План – определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо: план статьи. Виды планов как средство самоконтроля и самооценки субъекта речи. Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план - опорная схема. Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Тезисный план - план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Назывной план - план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План - опорная схема состоит из опор - слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач. План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям. Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения. Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования

Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.