Практические задания: Компрессия научного текста. Основная и дополнительная информация в тексте. Данная и новая информация научного текста
Задание
1.
Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам, выделяя в каждом из них главную мысль, ключевые
слова.
Экология
Жизнь
растения тесно связана с окружающей средой. Хотя растения и зависят от
окружающей среды (климата, почвы), они в свою очередь влияют на создание этой
среды. Растения не только принимают важное участие в почвообразовательном
процессе, но и влияют на климат.
Задача
экологии - изучение строения и жизни растений в связи с окружающей средой. Эта
наука имеет первостепенное значение для практического
земледелия.
Академик К.Тимирязев указывал, что основная
задача земледельца состоит в том, чтобы создать для растения наилучшие условия
существования - наилучшим образом обеспечить питание растений. В этом случае
растение даст большой урожай плодов, семян, клубней. Разумеется, чтобы уметь
удовлетворять потребности растений, надо их хорошо знать, изучать их строение и
жизнь.
Отсюда
и вытекает основная задача агронома. Агроном, тщательно изучив природу культивируемых растений, должен
правильно подбирать, а иногда и создавать такую среду, такие условия, при
которых растения будут давать самый высокий урожай.
1.
Составьте план текста в форме вопросительных предложений.
2. Сжато
изложите содержание текста, используя следующие
конструкции:
В
этом тексте говорится о том, что…
Задача
экологии заключается в …
Агроном
должен…
3. Объясните
значение терминов и словосочетаний терминологического
характера.
характера (процесс, экология,
экологические условия, культивируемые растения). Подберите к данным глаголам
зависимые существительные. Образец: изучить (что?) строение (жизнь, условия).
Изучить (что?), создавать(что?), зависеть от(чего?), влиять на(что?), обеспечить
(что?)
4. Распространите
предложения Агроном изучает… Среда влияет… Человек
изменяет…
5. С
данными словосочетаниями составьте предложения.
Зависеть
от окружающей среды, создать наилучшие условия, обеспечить питание растений,
дать высокий урожай.
6. Ответьте
устно на вопросы по тексту:
Как
растения влияют на окружающую среду?
Какова
основная задача экологии?
Когда
растение даст высокий урожай?
В
чем заключается задача агронома?
Задание
2. Произведите компрессию ниже приведенных текстов. Приведите свои
примеры.
1.
Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.
2.
У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при
строительстве вкладывается с особым тщанием и наделяет особенной властью. Таков
Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири. Байкал славен своей чудесной
животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а
настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и
заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных
испытаний.
Задание
3.
1. Прочитайте
текст, выделяя в каждом абзаце главную мысль и ключевые
слова.
2. Составьте
план текста.
3. Произведите
компрессию текста, используя
способы сжатия.
4. Запишите
в тетрадь сжатый вариант текста.
5. Объясните,
какие способы компрессии вы применили.
Состояние
и факторы туризма
В
международной торговле услугами значительную долю составляет
туризм.
Туристом,
в соответствии с международной статистикой, является любой человек, посещающий
другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в
этой стране. Различают три основных вида международного туризма: рекреационный,
научный и деловой.
Рекреационный
туризм – это туризм, который связан с отдыхом в широком смысле слова. Сюда могут
входить поездки с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных
соревнований, встречи с друзьями и родственниками.
Научный
туризм – это участие в научных симпозиумах, конгрессах,
конференциях.
Деловой
туризм – это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных
выставок с ознакомительной целью и возможностью в последующем заключения
контрактов.
В
настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично
развивающихся отраслей сферы услуг мирового хозяйства. За последние годы темпы
роста числа прибытий иностранных туристов в мире в среднем составляли 5,1%
ежегодно, а валютных поступлений – 14%.
Международный
туризм является одной из трех крупнейших отраслей в мире, уступая лишь
автомобилестроению и нефтедобывающей промышленности.
Для
многих государств иностранный туризм является важнейшим фактором роста
национальной экономики и существенным источником поступлений от экспорта.
Например, 50% ВВП Багамских островов образуется за счет иностранного туризма.
Доходы Испании от туризма составляют около 19 млрд. долл., США – 45,2 млрд.
долл., Турции – 2,7 млрд. долл..
Следует
отметить, что международный туризм в мире распределяется крайне неравномерно
вследствие различий в уровнях социально- экономического развития отдельных стран
и регионов. На промышленно развитые страны приходится 70-75% всех совершаемых в
мире зарубежных поездок, при этом на долю стран Европейского Союза приходится
около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.
Мировой
опыт показывает, что значение туризма для развития экономики страны велико.
Во-первых, выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и
услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных
покупателей. Так, иностранные туристы покупают значительную часть некоторых
товаров: во Франции – одежду и косметику, в Италии – обувь, в Швейцарии – часы.
Во-вторых, туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в
непроизводственной сфере. В-третьих, туризм способствует повышению деловой
активности, обмену информацией, научными знаниями.
Наряду
с формально-грамматическим членением предложения, выделением в нем главных и
второстепенных членов, существует членение смысловое, так называемое актуальное
членение. Актуальное членение различает то, о чем делается сообщение, и то, что
сообщается. Часть высказывания, выражающую то, о чем делается сообщение,
называется термином «данное», а часть высказывания, выражающую то, что
сообщается, - термином «новое». В сочетании «данного» и «нового» и нужно видеть
самую основу коммуникации. Мы говорим и пишем ради того, чтобы сообщить что-то
новое для слушателя или читателя.
Задание
4.
В данных предложениях выделите дополнительную информацию, определите ее вид.
Укажите языковые средства ее оформления.
1. В разных обществах и государствах
характер государственной власти различен: в одних руководство со стороны
государства означает прямое насилие, в других - скрытое принуждение, в- третьих –
организаторскую деятельность. 2. Демократия, т.е. народовластие, составляет
сердцевину любых демократических политических режимов.
Задание
5.
Выделите в микротекстах предложения с основной и дополнительной
информацией.
1.
Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются
объектом регулирования различных норм. Например, права и обязанности члена
садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящего к так
называемым корпоративным нормам. 2. Имущество может быть делимым и неделимым.
Делимое имущество – это такое имущество, части которого в результате раздела не
утрачивают своего назначения (функций). Неделимое имущество – это такое
имущество, которое не может быть разделено без изменения его хозяйственного
назначения (функций) или не подлежит разделу в силу предписания законодательного
акта.
Задание
6. Ознакомьтесь с фрагментом текста
«Социальные санкции». Определите виды дополнительной информации и средства их
выражения.
Санкциями
называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению
социальных норм. Санкции – охранники. Социальные санкции – разветвленная система
вознаграждений за выполнение норм, т.е. за конформизм, за согласие с ними и
наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность. Выделяют 4 типа санкций:
позитивные и негативные, формальные и неформальные.
Итак,
социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля.
Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм. Таким образом,
социальные санкции и норма соединены в единое целое. Если у какой-то нормы
отсутствует сопровождающая ее санкция, то она перестает регулировать реальное
поведение. Таким образом, социальные санкции представляют собой систему
вознаграждений, наказаний.
Задание
7.
Дополните текст.
Слово
рейтинг в значении – популярность, узнаваемость – вошло к нам с началом
перестройки и быстро стало вполне понятным и привычным как «показатель меры
успеха». Социология, где рейтинг получил свое утверждение как показатель доверия
людей к политику и власти, рассматривает его в качестве ролевого инструмента,
которое позволяет определить позиции той или иной личности, группы, движения,
партии глазами общества. Рейтинг – индивидуальный числовой показатель
популярности какого-либо лица, общественной или государственной организации,
теле- или радиопередачи, определяемой по итогам голосования, анкетирования,
опросов общественного мнения. Степень популярности известного деятеля. Уровень
квалификации и престижности спортсмена, его место в списке сильнейших в данном
виде спорта.
Задание
8.
Прочитайте небольшие фрагменты текстов. Найдите в предложениях «данное» и
«новое».
а)
Как я стал ученым? Этот вопрос часто приходит мне на ум после наших бесед. б)
Жизнь сложна. В ней повсюду острые углы, шипы, которые не всегда
обойдешь.
Задание
9.
Определите в предложениях способы и средства связи
предложений.
Задание
10.
С помощью словарей объясните значение следующих слов: концепция, глобальный,
сугубо, темп, менеджмент, экспертный, инфраструктура, критерий, эффективность.
Составьте с ними словосочетания и предложения.
Задание
11.
1. Прочитайте
текст «О конкурентоспособности страны». Найдите данную и новую информацию в
предложениях текста.
О
конкурентоспособности страны
Сегодня
конкурентоспособность страны – одна из самых влиятельных концепций в глобальной
экономике и политике, поскольку не только охватывает сугубо экономические
показатели, но и оценивает экономические последствия важных неэкономических
явлений.
Как
измерить конкурентоспособность страны? Одним из самых простейших способов ее
измерения является показатель валового внутреннего продукта (ВВП) на душу
населения. Чем выше данный показатель, тем богаче страна и ее граждане, тем выше
качество жизни.
Однако
конкурентоспособность не ограничивается способностью страны достичь и
поддерживать высокие темпы экономического роста. Главным показателем
конкурентоспособности являются высокий уровень и качество жизни
населения.
Институт
развития менеджмента в Лозанне, выпускающий Мировой ежегодник
конкурентоспособности, анализирует более 320 показателей и экспертных оценок, в
том числе:
83
экономических показателя, 77 показателей эффективности правительства и
управления, 69 показателей эффективности бизнеса, 94 показателя инфраструктуры.
Именно взаимодействием всех вышеперечисленных критериев и факторов определяется
конкурентоспособность страны (Н.А. Назарбаев).
2.
Сделайте
синтаксический разбор первого предложения.
3.
Подготовьте
пересказ текста. Обратите внимание на закономерности движения мысли от
известного к неизвестному.
Задание
12.
Сократите текст, используя основные правила компрессии.
Гранат
представляет собой кустарник или ветвистое дерево семейства гранатовых высотой
до 6 м. Цветки колокольчиковые двойные и одиночные, оранжево-красного цвета,
достигают 4 см в диаметре. Плоды - крупные шарообразные, внутри делятся 9-12-ю
перепонками, образовывая гнезда. В каждом гнезде по два ряда зерен, в которых
семена обернуты в сочную съедобную мякоть - пульпу. Мякоть кисло-сладкая,
темно-рубинового цвета, иногда более светлая. Диаметр плода может варьироваться
от 8 до 18 см, а цвет кожуры - от жёлто-оранжевого до темно-красного. Внутри
плода в большом количестве содержатся маленькие семена, окруженные ярко-красной
сочной мякотью. В спелом гранате может содержаться более тысячи семян, по этой
причине в древние времена этот фрукт считался символом плодовитости, а также
средством от бесплодия. Спелый фрукт на ощупь твердый, а его кожура должна быть
сухой и однородного оттенка. Вкус спелого фрукта – сладкий (из-за наличия
моносахаридов) и терпкий (дубильные вещества).
Родина
граната - Северная Африка, Средняя Азия. Его культивируют во всех субтропических
странах как очень ценное растение. Выращивают в Крыму, Иране, Средиземноморье,
Азербайджане, Грузии, Средней Азии. В диком виде гранат встречается в Закавказье
и Средней Азии, где растет на каменистых склонах, на солончаках, в подлесках
сосны и дуба. Из цветков граната, содержащих большое количество ярко-красного
пигмента антоциана пуницина, производят красители, которыми окрашивают шелковые,
хлопчатобумажные, льняные и шерстяные ткани. Выбирая гранат, обратите внимание
на кожуру, у спелого плода корочка должна быть чуть подсушенная и немного
обтягивать зерна. Если же корочка гладкая – гранат недоспелый. Помимо корки
обращайте внимание на «попку» граната — место, где рос цветок: там не должно
быть зелени. Он должен быть твердым на ощупь. Если мягкий, значит, он был побит в дороге, подгнил или
подморожен. Плоды граната содержат
витамины С, В6, В12, Р, клетчатку, минеральные вещества и микроэлементы:
кальций, магний, калий, марганец, фосфор, йод, железо, натрий. В гранатовом соке
находится от 8 до 20% сахара (глюкоза и фруктоза), до 10% лимонной, яблочной,
винной, щавелевой, борной, янтарной и других органических кислот, фитонциды,
азотистые и дубильные вещества, зола, танин, сернокислые, хлористые и другие
соли. Гранаты хорошо утоляют жажду, возбуждают аппетит, способствует образованию
эритроцитов и выработке гемоглобина, являются отличным биогенным стимулятором.
Дети, часто употребляющие гранаты,
отличаются сообразительностью, и полнотою сил. Гранат отлично укрепляет
иммунитет, стенки сосудов, нервную систему, и улучшают кроветворение. Его так же
рекомендуют пожилым людям и людям перенесшим хирургические операции. Настой из цветов и плодов граната – одно
их лучших испытанных древнейших кровоостанавливающих средств. Гранатовый сок –
красное кроветворное средство, рекомендуется при заболеваниях органов
кровообращения, сердца, печени, почек, легких, способствует нормализации
кровяного давления. Согласно недавним исследованиям, эстрогены, содержащиеся в
гранате, способны облегчать симптомы климакса у женщин и бороться с депрессией.
Сок граната содержит 15 аминокислот, почти половина которых может содержаться
лишь в мясных продуктах. Таким образом, гранат является просто незаменимым
продуктом для вегетарианцев, которые должны заменять животные белки на
растительные. К тому же аминокислоты являются жизненно необходимым компонентом
нашего организма. После попадания в организм аминокислоты всасываются в кровь.
Из аминокислот, клетки нашего тела синтезируют белок – основу жизни человека.
Белок является незаменимым строительным материалом (клеток крови, кожи,
слизистой оболочки, кишечника), участвует в гормональных процессах, обмене
веществ, защитных и рецепторных реакциях, создавая новые здоровые молодые
клетки.
Природные аминокислоты, попавшие в наш организм, активно борятся на
клеточном уровне с перерожденными, патологическими клетками; подавляют и
налаживают негативные процессы, происходящие в организме. Употребление
гранатового сока защищает от раковых заболеваний. Особенно рекомендуют его пить
людям, перенесшим облучение,
работникам, работающим с радиоактивными изотопами или живущих в зоне повышенной
радиации. Гранатовый сок - прекрасное средство против цинги, атеросклероза,
мочекислого диатеза, при головных болях и желудочно-кишечных расстройствах,
поносе. При гипертонии регулярный прием в пищу плодов граната постепенно снижает
артериальное давление у гипертоников. Гранатовый сок хорошо помогает при
простудных заболеваниях: респираторных инфекциях, ангине, кашле, борется с
высокой температурой, является противовоспалительным средством. Разведенным
соком советуют полоскать горло при ангине. Его так же рекомендуют при заболеваниях
бронхиальной астме, анемии и малярии. Для совсем маленьких деток сок разводят
1/1 с водой и дают по 1 чайной ложечки пару дней, при этом наблюдая не появилась
ли аллергия. Потом перерыв на недельку и ещё пару дней по 2 чайные ложечки. Не
рекомендуют поить гранатовым соком деток до годика, так как он содержит очень
много органических кислот, что может вызывать раздражение желудка. А людям с
повышенной секрецией желудочного сока, гастритом и язвой, пить сок разрешается
только разведенный с водой. Сок граната полезен при диабете, употребление по 60
капель сока 4 раза в день до еды существенно снизится уровень сахара в крови. В
том можно убедиться, сдав анализы,
после 3-х дней употребления сока. Горькая на вкус кожура граната считается
хорошим средством для закрепления желудка при расстройствах: 5 г коры граната
заливают 0,5 стакана кипятка, настаивают 20 минут и процеживают. Принимают по
0,5-1 чайной ложке 3-4 раза в день. Отвар кожуры и цветов граната широко
применяют как противовоспалительное средство для полоскания горла. Кожура
содержит алкалоиды пельтьерин, изопельтьерин и метилизопельтьерин, они обладают
сильным противоглистным действием. Чтобы избавиться от глистов, настаивайте
40—50 г. измельченной коры граната в 400 г. холодной воды в течение 6 часов, а
затем прокипятите на медленном огне, пока не выпарится половина жидкости.
Остывший отвар процедите и выпейте в течение часа мелкими порциями. Спустя час
выпейте слабительное, а через 4—5 часов сделайте клизму. Отвар на кожуре граната
может применяться при воспалении почек, печени, суставов, ушных раковин и глаз.
Высушенная, перетертая в порошок кожура, слегла поджаренная со сливочным или
оливковым маслом применяется в косметологии при жирной коже, угрях или гнойных
высыпаниях. А так же лечить ожоги, трещины и царапины. Белые перемычки,
разделяющие зерна граната, сушат и добавляют в чаи. Они помогают уравновесить
нервную систему, снять тревогу, возбуждение, избавят от бессонницы. Сок из зерен
граната обладает желчегонным и мочегонным эффектом, поэтому полезен при болезнях
почек и печени; это также хорошее обезболивающее и противовоспалительное
средство. Косточки - отличное
стимулирующее средство для «ленивого» кишечника и источник ценнейшего
гранатового масла. Оно защищает от рака и омолаживает, поскольку богато
жирорастворимыми витаминами F и Е. В кавказской кухне популярен сгущенный
(уваренный) сок граната, который служит приправой к различным блюдам. Овощные и
мясные блюда приобретают неповторимый вкус благодаря соку граната. В медицине
применяется кожура плодов, цветки, кора и косточки граната, из них делают
различные лекарственные препараты, настойки и отвары для лечения малокровия,
диареи, стоматита, конъюнктивита, ожогов и других заболеваний. Гранатовый сок
категорически противопоказан при язвенной болезни желудка и гастрите с
повышенной кислотностью желудочного сока. Пить его можно только разбавленным
водой, так как в нем содержится очень много кислот, что вызывает раздражение
желудка. Его не рекомендуется пить детям до 1 года. Сок так же может разъедать
зубную эмаль, поэтому рекомендуется после его принятия чистить зубы или пить сок
разбавленный водой. Кроме того, он обладает закрепляющим свойством, так что
противопоказан и тем, у кого есть проблемы с пищеварительной системой (запоры),
наличие геморроя и трещин в области заднего прохода. Запор, возникающий после
приема граната, способствует кровотечению после акта дефекации. В кожуре граната
содержится до 0,5% очень ядовитых алкалоидов.
Задание
13. Прочитайте текст, выпишите основную
информацию.
Молния
остаётся одним из завораживающих и странных явлений природы даже сейчас. В
древности люди считали молнию знаком того, что божество, которому они
поклоняются, сильно разгневано на них. Ведь молнии часто попадали в дома или
деревья, уничтожая жильё и урожай. Даже по прошествии многих веков процесс
возникновения молнии изучен не до конца, и никто точно не возьмётся сказать,
когда и куда она ударит. В отличие от наших предков мы знаем, что молния – это
гигантский электрический искровой разряд, который возникает в атмосфере в
облаке, между несколькими облаками или между облаками и земной поверхностью.
Длина его может достигать нескольких километров. Разряд этот сопровождается
яркой вспышкой света и громом или содержит несколько повторных
разрядов.
Из
облака молния ударяет, когда напряжённость электрического поля между облаком и
земной поверхностью доходит до предела. Облако и земля имеют определённые
заряды, а молния аналогична электрическому току, который проходит между ними.
Молнии
бывают нескольких видов. Самый распространённый вид молний - линейные. Выглядят
они как длинные искривлённые яркие линии, чаще с большим количеством менее
длинных ответвлений, которые соединяют небо и землю. Длина линейной молнии
колеблется от 2-3 до 30 километров. Обычно молния попадает в отдельно стоящие
или высокие объекты (здания, деревья).
Плоская
молния проявляется в виде ярких вспышек в небе, не имеющих определённой формы.
Такие разряды происходят в самом облаке или между облаками и образуются из
множества небольших зарядов отдельных капель.
Самым
редким и необычным видом молнии является шаровая. Она представляет собой
небольшой шар, ярко-белого, оранжевого или красноватого цветов. Шаровая молния
чаще всего появляться во время грозы, но может возникать и без неё. Такая молния
может просуществовать несколько минут, взорваться или просто исчезнуть. Шаровая
молния может изменять форму и просачиваться в самые узкие щели. По свидетельству
очевидцев, она иногда проходит сквозь стены, двери или другие препятствия. Из-за
редкости шаровой молнии о её природе практически ничего
неизвестно.
Задание
14.
Определите основную и дополнительную информацию. Уточните вид дополнительной
информации в микротекстах. Прокомментируйте ответы.
1.
Дождь выпадает, как правило, из смешанных облаков (преимущественно
слоисто-дождевых и высокослоистых), содержащих при температурах ниже 0 °C
переохлаждённые капли и ледяные кристаллы. Упругость насыщения водяного пара над
каплями больше, чем над ледяными кристаллами при той же температуре; поэтому
облако, даже не насыщенное водяным паром по отношению к каплям воды, будет
перенасыщенно по отношению к кристаллам. Это приводит к росту кристаллов при
одновременном испарении капель. Укрупняясь и утяжеляясь, кристаллы выпадают из
облака, примораживая к себе при этом переохлаждённые капли. Входя в нижнюю часть
облака или под него в слои с температурой 0 °C, они тают, превращаясь в дождевые капли.
Меньшая роль в образовании дождя принадлежит слиянию облачных капель между
собой. Если солнце освещает летящие дождевые капли, то при определённых условиях
можно наблюдать радугу. Долгое отсутствие дождя приводит к засухе.
2.
Метель - это явление, при котором ветер переносит массы снега, поднятые им же с
земли. И бывает оно как безобидным, доставляя в таком случае лишь некоторые
неудобства, так и смертельно опасным. Скорость ветра метели может достигать 90
м/с! Огромная скорость, на которой обычные снежинки превращаются в грозное
оружие. В народе метель также именуют снежной бурей, пургой, вьюгой и бураном.
Изредка бурю называют снежным штормом. Так случается, потому что шторм - это сильный
ветер. А снежная буря - один из видов шторма. Это следует понимать.
До, после или во время такой бури может возникнуть снежная мгла (ухудшение
видимости из-за снега, парящего в воздухе). По их характеристикам, метели можно
разделить на три вида: позёмок. Этот вид называется так за то, что снег не
поднимается выше отметки в 2 метра. Он переносится ветром у поверхности земли,
что не доставляет практически никаких неудобств. Скорость ветра при этом
колеблется возле отметки 5 м/с, самый безобидный вид вьюги. Низовая
метель.
Также не поднимается слишком высоко от земли, за что и именуется
низовой, но всё же может она буйствовать на высоте и 3 метра, и выше. Из-за
этого низовая метель сильно ухудшает обзор, так называемую горизонтальную
видимость (это когда вдали видно плохо, но если смотреть вверх, то всё видно
хорошо). Скорость ветра около 10 м/с. Общая метель. Буйство стихии. Снег,
кажется, движется во всех направлениях и настолько ухудшает обзор, что
невозможно понять, движется лишь поднятый с земли снег или он также выпадает ещё
и из облаков. Скорость ветра такой снежной бури превышает 10 м/с, что уже
является весьма опасным. А ещё больше проблем доставляет отсутствие (на
расстоянии в километр ещё можно что-то рассмотреть) как горизонтальной
видимости, так и вертикальной (это когда ни вдали, ни вверху почти ничего не
видно).
Задание
15.
Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль.
Щука
— хищная рыба, относится к типу хордовые, классу лучеперые рыбы, отряду
щукообразные, семейству щуковые, роду щуки (лат. Esox). Происхождение русского
слова “щука” не имеет достоверной доказательной базы. По мнению языковедов,
название хищницы произошло от слова “щуплый”. Так стали называть рыбу с
вытянутым, обманчиво худым телом. По другой версии, слово “щука” стало
производным от общеславянского skeu, означающего “резать, колоть, убивать”. Зубы
щуки, расположенные на нижней челюсти, выполняют функцию захвата добычи,
обладают формой клыков и наделены разной величиной. На верхней челюсти и прочих
ротовых костях зубки мелкие, а их острия обращены внутрь пасти. При захвате
добычи зубки, напоминающие щеточки, опускаются в слизистые ротовой полости, и
при попытке жертвы вырваться наружу поднимаются обратно, перекрывая путь на
волю. Зубы щуки, расположенные на нижней челюсти, выполняют функцию захвата
добычи, обладают формой клыков и наделены разной величиной. На верхней челюсти и
прочих ротовых костях зубки мелкие, а их острия обращены внутрь пасти. При
захвате добычи зубки, напоминающие щеточки, опускаются в слизистые ротовой
полости, и при попытке жертвы вырваться наружу поднимаются обратно, перекрывая
путь на волю. Нижнечелюстные кости выстланы рыхлым эпителием, внутри которого
растут ряды, состоящие из 2-4 зубов замещения. Если основной рабочий зуб щуки
перестает выполнять свои функции, его место заменяет мягкий и подвижный зуб
замещения, со временем прочно прирастающий к челюстной кости. Таким образом
говорят, что щука меняет зубы. Смена зубов у щуки на нижней челюсти происходит
крайне неравномерно. Пасть щук единовременно содержит прочные рабочие зубы,
неустойчивые молодые, а также старые, наполовину рассосавшиеся. Глаза щуки
располагаются довольно высоко, благодаря чему хищник может осматривать большую
площадь, не утруждая себя поворотом головы. Помимо хорошего зрения, рыба щука
обладает отлично функционирующей боковой линией — осязательным органом,
реагирующим на малейшие вибрации. Щука ведет охоту из засады, терпеливо и
неподвижно выстаивая среди водных зарослей. Наметив потенциальную жертву,
хищница делает резкий рывок и заглатывает ее, всегда хватая жертву за
голову.
Задание
16.
Прочитайте микротексты. Обратите внимание на основную информацию и виды
дополнительной информации. Прокомментируйте, подтверждая или опровергая анализ
микротекстов.
1. Сахар
представляет собой чистый углевод – сахарозу. В организме человека сахароза под
действием ферментов расщепляется на глюкозу и используется как энергетический
материал для образования жира, гликогена и др. Энергетическая ценность 100 г
сахара – 375 ккал или 1569 кДж. Суточная физиологическая норма сахара – 100 г,
но ее следует дифференцировать в зависимости от возраста и образа жизни.
Основным сырьем для производства сахара являются сахарная свекла и сахарный
тростник. В зависимости от способа производства вырабатывают сахар-песок и
сахар-рафинад.
2. Крахмал (C6H10O5)n –полисахариды амилозы и амилопектина, мономером которых является альфа-глюкоза. Крахмал, синтезируемый разными растениями в хлоропластах, под действием света при фотосинтезе, несколько различается по структуре зёрен, степени полимеризации молекул, строению полимерных цепей и физико-химическим свойствам. Представляет собой безвкусный аморфный порошок белого цвета, нерастворимый в холодной воде. Под микроскопом видно, что это зернистый порошок; при сжатии порошка крахмала он издаёт характерный скрип, вызванный трением частиц. С чисто научной точки зрения крахмал – это большое количество простых сахаров, собранные в длинные и иногда разветвленные цепи. Основной единицей одной такой цепи является глюкоза, та самая, которая в организме человека играет роль источника энергии.
3. Стиральный порошок - порошкообразное синтетическое моющее средство, предназначенное для стирки. Стиральный порошок относится к средствам бытовой химии. Современные стиральные порошки содержат поверхностно-активные вещества, другие активные компоненты (например, оптические отбеливатели), отдушки, вещества для связывания ионов кальция и магния (ортофосфат натрия), энзимы, а также балласт из солей (например - сульфат натрия). В стиральном порошке, предназначенном для автоматической стирки, присутствуют вещества, подавляющие пенообразование. Существуют также стиральные порошки, в которых фосфаты заменяются другими веществами для связывания ионов жесткости: цеолитами или сесквикарбонатом натрия (трона). Важная характеристика стирального порошка - отбеливающая способность. В состав практически любого массового порошка входит оптический отбеливатель. Но он не отбеливает ткани, а лишь создают видимую белизну. Частички оптического отбеливателя, который является люминесцентным красителем, оседают на ткани и обеспечивают ей эффект белизны при солнечном свете.
Задание
17.
Выделите основную и дополнительную информацию в каждом абзаце, а затем во всем
тексте. Определите виды дополнительной информации. Укажите языковые средства ее
оформления.
Платина
– благородный металл, обладающий особым блеском, серебристо-белого цвета. В
периодической системе Менделеева платина обозначена символом Pt (Platinum),
металлу присвоен 78 атомный номер. Название "платина" в переводе означает
"маленькое серебро". Долгое время платина из-за своей тугоплавкости ценилась
даже ниже серебра.
Платина
– один из самых тяжелый и самых редких металлов на нашей планете. Платина –
весьма твердый металл, трудно поддается обработке, так как обладает высокими
показателями температур плавления и кипения. Платина также весьма устойчива. Ее
можно растворить лишь в царской водке или в броме. В химической промышленности
особо ценят свойства платины как катализатора.
До
середины XVIII века платину добывали в Америке. В Европе интерес к платине
первыми проявили ювелиры. Они оценили тот фактор, что платина прекрасно
сплавляется с золотом, делает золото прочнее и устойчивее. Этим вовсю
пользовались фальшивомонетчики, применяя платину для изготовления фальшивых
золотых монет. До первой мировой войны больше всего платины добывали в России.
Богатейшие залежи этого металла были найдены возле Екатеринбурга и Нижнего
Тагила. Большую часть добычи продавали за границу – в Германию, Францию, Италию
и Испанию.
В
настоящее время лидером среди стран по добыче платины является ЮАР. Далее
следуют Россия, Канада, Зимбабве, США и Колумбия. На российском рынке лидером по
добыче платины является компания "Норильский никель".
Инки
добывали платину с незапамятных времен. В Европу платину привезли конкистадоры.
Но спрос на этот металл появился лишь в XVIII столетии. До этого платину нередко
ставили по всем показателям ниже золота. Король Испании Карл III в 1735 году
даже повелел утопить всю привезенную платину в водах моря. Первооткрывателем
платины принято считать Антонио де Ульоа, испанского математика и мореплавателя,
который привез в Европу самородки платины, добытые в Перу. Однако первым, кто
доказал, что платина – самостоятельный химический элемент, был Дж. Скалигер. Это
произошло в 1835 году.
Платине
нашли применение во многих областях. Так, в промышленности платину ценят как
мощный катализатор. Ее используют при изготовлении лазерной техники,
лабораторной посуды, термометров сопротивления. Металл также применяют для
защиты корпусов подводных лодок от коррозии, используют для покрытия
поверхностей СВЧ-техники. Применяется платина в медицине и других областях
науки. Используют платину и в ювелирном деле.
Лидером
по продаже ювелирных изделий из платины является Китай. В год в этой стране
продается около 25 тонн платиновых украшений.
Задание
18.
Озаглавьте текст двумя способами: 1. Согласно его теме; 2. Согласно его главной
мысли.
Фосфор
открыт гамбургским алхимиком Хеннигом Брандом в 1669 году. Подобно другим
алхимикам, Бранд пытался отыскать философский камень, а получил светящееся
вещество. Бранд сфокусировался на опытах с человеческой мочой, так как полагал,
что она, обладая золотистым цветом, может содержать золото или нечто нужное для
добычи. Первоначально его способ заключался в том, что сначала моча отстаивалась
в течение нескольких дней, пока не исчезнет неприятных запах, а затем кипятилась
до клейкого состояния. Нагревая эту пасту до высоких температур и доводя до
появления пузырьков, он надеялся, что, сконденсировавшись, они будут содержать
золото. После нескольких часов интенсивных кипячений получались крупицы белого
воскоподобного вещества, которое очень ярко горело и к тому же мерцало в
темноте. Бранд назвал это вещество phosphorus mirabilis (лат. «чудотворный
носитель света»). Открытие фосфора Брандом стало первым открытием нового
элемента со времён античности. Несколько позже фосфор был получен другим
немецким химиком — Иоганном Кункелем. Независимо от Бранда и Кункеля фосфор был
получен Р. Бойлем, описавшим его в статье «Способ приготовления фосфора из
человеческой мочи», датированной 14 октября 1680 года и опубликованной в 1693
году. Усовершенствованный способ получения фосфора был опубликован в 1743 году
Андреасом Маргграфом.
Существуют
данные, что фосфор умели получать еще арабские алхимики в XII в.
То, что
фосфор — простое вещество, доказал Лавуазье. В 1669 году Хеннинг Бранд при
нагревании смеси белого песка и выпаренной мочи получил светящееся в темноте
вещество, названное сначала «холодным огнём». Вторичное название «фосфор»
происходит от греческих слов «φῶς» — свет и «φέρω» — несу. В древнегреческой
мифологии имя Фосфор (или Эосфор, др.-греч. Φωσφόρος) носил страж Утренней
звезды.
Задание
19.
Прочитайте микротексты. Определите виды информаций. Проанализируйте их с точки
зрения значимости в раскрытии подтемы текста. Какой вид информации и почему
доминирует в тексте?
1. Издавна
считается, что картофель пришел к нам из Южной Америки. Родина картофеля - это
Чили, Перу и Боливия. Даже сегодня, в наше время, в Андах можно увидеть, как в
дикой природе произрастает картофель. Там, на высоте более километра, можно
встретить клубни практически всех известных на данный момент сортов. По
предположениям ученых, в древние времена индейцы в той местности могли разводить
и скрещивать сорта различных растений, включая картофель. Самая первая
информация о картофеле поступила от испанца, участника военного похода Юлиана де
Кастельянос в 1535 году. По его словам, мучнистый корнеплод этого растения
пришелся по вкусу даже испанцам. Правда, мало кто обратил внимание на его слова.
Так можно коротко описать, как началась история происхождения картофеля (его
распространения).
2. Капусту
начали возделывать еще в конце каменного века. Большим уважением пользовалась
она в Древнем Риме, откуда, по-видимому, и распространилась по всему миру.
Римлянам было известно несколько видов капусты. Из них «гладкая» капуста имела
крупные стебли, широкие листья и большой кочан. «Курчавая» — была хороша по
природе и по виду, отличалась от первого сорта значительно большей лекарственной
силой. «Нежная» — обладала несравненными лечебными
свойствами.
Известна
капуста была и в Древнем Египте, но только в Древней Греции в VI—IV веках до
н.э. она обрела широкое признание и необыкновенную
популярность.
На
Руси капуста известна с XI века. Упоминание о ней имеется в дошедшем до нас
«Изборнике Святослава». Считают, что древние славяне получили ее от
греко-римских колонистов Крыма и других районов Причерноморья. Вместе с
растением они переняли и название, несколько переделав его на свой лад. Так, из
латинского слова «капут» — «голова» и родилась наша «капуста», что означает
«головчатая».