Теоретическая справка: Компрессия научного текста. Основная и дополнительная информация в тексте. Данная и новая информация научного текста

 

 

Основные правила сжатия текста:

 

  • Вычленить основные микротемы.
  • Записать их в черновик. Они помогут грамотно составить план прослушанного текста.
  • Только после этого надо переходить к размышлению о компрессии текста.

 Наиболее распространенные способы сжатия текста:

 

  • Исключение подробностей, деталей
  • Обобщение однородных явлений
  • Сочетание исключения и обобщения

 

Компрессия - это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров - конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Для этого необходимо четкое понимание содержания текста, понимание смысловой связи частей текста между собой. Понимание текста - это процесс перевода смысла данного текста в другую форму его закрепления. В результате понимания происходит последовательное изменение структуры текста в сознании читателя и процесс мысленного перемещения от одного элемента текста к другому.

Главное - это может быть процесс смысловой компрессии, в результате которого образуется  минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении тезисов, реферата, аннотации, рецензии, а также курсовой и дипломной работ. Для этого нужно уметь выделить главную и второстепенную информацию, уметь воспроизводить информацию текста по плану в письменной форме. Компрессия (сжатие) основана на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации. Только тот текст будет по-настоящему осмыслен, если основное содержание его можно выразить в сколь угодно сжатой форме.

Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным. Существуют вторичные тексты разной степени сжатия.

Компрессия текста основана на трех главных правилах:

Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и
предложений. Ключевые слова - это слова, которые содержат
основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста
необходимо знать строение абзаца. Каждый абзац имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы и где находятся ключевые слова. Заканчивается абзац выводом.

Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций,
автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует
специальные стандартные выражения (клише), выбор которых
раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например: В
монографии обосновывается принцип..., статья представляет собой
обзор..., в работе анализируются различные подходы в статье
обобщается опыт..., в диссертации использованы следующие методы
исследования.

3. В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретным значением (их необходимо определять самостоятельно) для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.

Слова одной группы отражают композицию текста-источника. Слова другой группы называют наиболее частотные структурные элементы текста. К третьей группе относятся слова, которые характеризуют или оценивают суть содержания отдельных частей текста-оригинала.

Таким образом, основными операциями с текстом-источником являются: а) структурно-смысловой анализ текста; б) трансформация информативного содержания текста в соответствии с коммуникативным заданием; в) комбинирование и комментирование информативного содержания текста.

Структурно-смысловой анализ текста предполагает трансформацию текста в перечень информативных единиц назывного плана, изложение проблематики вопросного плана и составление краткого конспекта.

Данная информация текста (Д) — это исходная информация, от которой начинается развитие мысли. Она содержится в предложении, передающем коммуникативную задачу текста. Данное текста передается словом или словосочетанием, которое наиболее точно отражает коммуникативную задачу и служит отправным моментом развития текста. Данная, известная информация текста раскрывается посредством новой информации.

Новым текста (Н) называется неизвестная, новая информация текста, которую необходимо узнать. Новая информация текста может быть комплексной, то есть состоящей более чем из одного члена предложения. Компоненты ее различаются в таком случае степенью коммуникативной значимости. В составе новой информации есть наиболее актуально значимый компонент, являющийся ее организующим центром. Например, в текстах о составе предметов новая информация называет конкретные компоненты состава предмета.

Сущность актуального членения заключается в следующем: на первое место становится известное из предшествующего контекста или из ситуации («данное»), на втором – другой компонент предложения, то, ради чего оно создается («новое»). Это вполне отвечает закономерности движения мысли от известного к неизвестному. Первая часть называется основой высказывания (темой), вторая – ядром высказывания (ремой). При чтении любого научного текста главное - отчетливо понять содержание прочитанного, т.е. и ясно и точно определить, как раскрывается в тексте его тема. Выражая мысль, раскрывая тему, автор чаще всего как бы движется по ступенькам, переходя от одной ее части к другой. При анализе текста нужно разделить его на смысловые части (абзацы). Далее необходимо проанализировать содержание смысловых частей. Информация смысловой части текста может быть неодинаковой с точки зрения ее значимости в раскрытии подтемы текста. Чаще всего главную мысль абзаца выражают первое и второе предложения. Текст представляет собой законченное смысловое единство, в котором мысль от предложения к предложению развивается; в каждом из предложений текста выделяется «данное» и «новое» - «данное» обеспечивает связь предложений в единое целое, а «новое»  содержит ту информацию, из-за которой создается высказывание. В спокойной монологической речи «новое» обычно помещается в конце предложения. Мысль в тексте может развиваться последовательно и параллельно, в связи с чем выделяется два способа – последовательная и параллельная. Особенностью текстов параллельного строения с повтором является наличие зачина или концовки обобщающего характера.

Увеличение объема текста и количества информации в нем создается за счет «нового» в тексте. «Новое» движет мысль. Это могут быть сменяющие друг друга действия (при повествовании), признаки предмета (при описании предмета), предметы (при описании места), признаки состояния (при описании состояния), оценка (при оценке действительности). «Данное» соединяет предложения и может указывать на лицо, время, место действия (при повествовании), предмет, его части (при описании предмета), местоположение (при описании места), лицо, элементы среды (при описании состояния), предметы, качества действия (при оценке действительности).

Умение создавать высказывания предполагает пользоваться порядком слов (прямой порядок – «данное» - «новое»; инверсия – «новое» - «данное») как инструментом развития мысли; усиливать эмоциональность речи (если нужно) за счет обратного порядка слов; соединять предложения, выбирая определенный способ и средства связи; правильно строить фрагменты текста, используя различные способы выражения типового значения «данного» и «нового».

Умение создавать высказывания основывается на планировании последовательности изложения, обеспечении развития темы и основной мысли, соблюдении абзацного членения текста.

С композиционно-стилистической точки зрения текст – это высказывание, которое строится по модели: «зачин – развитие темы – концовка».  Зачин – предложение, начинающее текст; в нем сообщается тема, которая должна получить развитие в последующих предложениях. Предложение-зачин обладает наибольшей степенью самостоятельности. После зачина в одном или нескольких предложениях, связанных друг с другом цепной или параллельной связью, идет развитие темы. Концовка завершает текст.

Особенностями концовки может быть иной характер связи с предыдущими предложениями, иной тип структурного построения предложения-концовки, использование конструкций, выполняющих функцию обобщения текста, использование вводных слов, указывающих на завершение высказывания (обобщение, вывод). Основная мысль текста – это сжато сформулированный предмет содержания. Реализация авторского замысла, которая передает его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого. Иными словами, что хотел сказать автор. Умение определять основную мысль текста очень важно. От него зависит качество усвоения и скорость понимания текста. Быстрое выделение основной мысли позволит снизить затраты времени на чтение, и увеличит объем обрабатываемых текстов, облегчив работу. В целях описания единиц построения научного текста целесообразно использовать понятие «микротекст», так как оно является лингвистическим термином и текстовой единицей. Микротекст обладает многими особенностями целого текста: связностью, цельностью, законченностью типового содержания и соотносится с целевой установкой автора. Для лучшего восприятия текста по специальности необходимо хорошо знать специфику научной речи, ее языковые особенности, уметь оперировать логическими и грамматическими категориями. При чтении любого научного текста главное – понять содержание прочитанного, т.е. определить как раскрывается в нем тема. Выражая мысль, раскрывая тему, автор чаще всего движется постепенно, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называется микротемой. Часть текста, объединенная микротемой, называется смысловой частью текста. При анализе текста нужно разделить его на смысловые части. Поэтому при работе с учебно-научным текстом, необходимо уметь анализировать содержание смысловых частей. Информация смысловой части текста может быть неодинаковой с точки зрения ее значимости в раскрытии подтемы текста. В смысловой части текста может выделяться основная и дополнительная информация. К основной информации текста относят те факты, непонимание которых влечет за собой потерю нити повествования, описания и другие, нарушение логики рассуждения автора. Для того чтобы выделить основную информацию смысловой части, необходимо найти в ней констатирующие тезисы и выводы. И чаще всего главную мысль абзаца выражают первое и второе предложения. К видам дополнительной информации относятся: дополняющая, иллюстрирующая и конкретизирующая, дублирующая, резюмирующая информация. Дополняющая информация расширяет, углубляет основную путем ее разъяснения, толкования, раскрытия сущности рассматриваемых в ней явлений. Конкретизирующая и иллюстрирующая информация содержится в тех предложениях текста, где автор 1) приводит конкретные примеры, уточняющие, подтверждающие или объясняющие высказанную мысль; 2) подтверждает, иллюстрирует свою мысль, приводя цитаты, высказывания других ученых. Такого рода информация может вводиться словами: например; так; так, например; такие, как; в частности; и др. В тексте может содержаться и дублирующая информация, т.е. повторение уже переданной информации, обеспечивает точность ее понимания, способствует ясности ее изложения. Она вводится словами: или, то есть, иначе говоря, иными словами, вернее, точнее и т.п. В резюмирующей информации делаются выводы, подводятся итоги, обобщаются основные мысли текста. Эта информация вводится словами: таким образом, итак, подводя итог, таковы и другие, которые указывают на то, что автор переходит к обобщению вышеизложенного, подводит итоги. Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста: исключение, обобщение, упрощение.

1. Исключение: исключение повторов;  исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций; исключение фрагмента предложения;  исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием;  замена гипонимов гиперонимом;

Гиперо́ним - слово с более широким значением, выражающее общее, родовое понятие, название класса (множества) предметов (свойств, признаков).
Гипо́ним - слово с более узким значением, называющее предмет (свойство, признак) как элемент класса (множества). Термин «зверь» является гиперонимом по отношению к термину «собака», а термин «собака» в свою очередь - гипероним по отношению к термину «бульдог». И, наоборот, - термин «бульдог» - гипоним по отношению к термину «собака», а «собака» - гипоним по отношению к термину «зверь». Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение: слияние нескольких предложений в одно; замена предложения или его части указательным местоимением; замена сложноподчинённого предложения простым; замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Среди "содержательных" приемов компрессии текста основными являются: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Сжатое изложение проверяет: 1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте; 2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; 3) умение письменно передавать обработанную информацию.

Основные критерии сжатия текста.

1. Важна не степень сжатия текста, важно то, как передать содержание исходного текста сжато;

2. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию;

3. Сжатое изложение должно передавать содержание исходного текста кратко и обобщенно;

4. Сжимая текст, необходимо помнить, что в новом создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий;

5. Недопустимы искажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки.

        Наиболее распространенные способы сжатия текста.

1.     Исключение подробностей, деталей

2.     Обобщение однородных явлений

3.     Сочетание исключения и обобщения

Примеры:

1. Обобщение «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу». 

2. Замена «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы». 

3. Исключение «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник - то, что находится под окном; подушка - то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова...» = «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник - то, что находится под окном». Различные способы сокращения информации даются в упражнениях, поэтому важно не столько понять, сколько практически.