Практические задания: Роль предложения в тексте. Текстообразующие функции предложения

Практические задания

Задание 1. Расскажите, какие функции выполняет предложение в тексте, назовите типы предложений по цели высказывания. Приведите свои примеры.

Задание 2. Прочитайте текст. Выделите в нем предложения, в которых: 1)утверждается реальность сообщений и 2) выражается только возможность, желательность, необходимость чего-либо. Какими средствами выражены модальные оттенки возможности, желательности и необходимости.

Юность – это возраст формирования жизненных планов. Именно в этот период новое поколение решает главные для любого человека вопросы: о целях, достижению которых стоит посвятить жизнь, о сфере деятельности, в которой будет происходить это достижение с максимальной полнотой, и, наконец, о тех средствах, которые для всего этого возможны, желательны и необходимы.

Вступление во взрослую жизнь обязательно должно начинаться с критического самоанализа, честной и непредвзятой оценки своих собственных личных и деловых качеств.

Задание 3. Прочитайте текст, соблюдая правила пунктуации, запишите его по памяти. Что можно понять из записок Гюго и издателя? Какую самостоятельную смысловую нагрузку несут знаки препинания? Запишите их. Объясните значение слов: издатель, распродажа, остроумный. Составьте с ними предложения. Найдите в тексте сложные предложения и определите виды придаточных предложений. Определите тип предложений (распространенное, нераспространенное).

Чудесные знаки

Известный писатель Виктор Гюго был человеком серьезным, но иногда любил пошутить.

В день выхода в свет своей новой книги он захотел узнать, как идет распродажа. По просьбе Гюго секретарь послал издателю записку, в которой вверху стоял один только вопросительный знак: «?».

Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. На пустом листе бумаги внизу издатель написал: «!». 

Задание 4. Прочитайте текст. Озаглавьте текст. Объясните, как соединяются предложения друг с другом в каждом абзаце. Назовите средства связи предложений внутри абзаца и между абзацами. Подготовьте контрольное чтение текста. Обратите внимание на интонацию каждого предложения.

 Тридцать пять лет назад состоялось торжественное открытие здания, в котором разместились кружки и секции для детей. Детям, которые имеют счастье заниматься в каком-либо из кружков Дворца детей и юношества, гулять в подворотнях уж точно некогда.

 В тот год, когда Караганде исполнилось 70 лет, на площади состоялось открытие памятника кобызу. Тот, кто пришел на открытие памятника, отметил значимость происходящего. Кобыз установили на той площади, которая находится напротив театра К.Станиславского.

 Известно, что строительство третьей угольной кочегарки Союза началось тогда, когда были впервые заложены наклонные разведочно-эксплуатационные шахты. Иногда, когда мы проходим по улицам города, мы и не задумываемся над тем, чьи имена они носят. И кажется, что известному шлягеру, в котором утверждалось, что Караганда – это «незнамо где», пришел конец.

Задание 5. Как вы понимаете данные фразеологизмы? Составьте с ними предложения. Прочитайте предложения с правильной интонацией.  Без памяти, брать за душу, до глубины души, глаза разгорелись, смотреть во все глаза, идти своей дорогой, Альфа и Омега, взглянуть на вещи, отдать должное, живая летопись, звезды первой величины, геростратова слава, строить воздушные замки.

Задание 6. Допишите предложения. Прочитайте предложения с правильной интонацией.

В историко-краеведческом музее города собрано все, что…

Горожане шутят, что…

Кто бывал в Карагандинском городском акимате, тот…

Посмотрите на то, как…

На открытии гипермаркета обещали, что…

Этнопарк нравится мне тем, что…

Задание 7. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выполните словарную работу по тексту. Разделите текст на части, в которых описано первое и последующее впечатления Горького от встреч с Есениным.  Проанализируйте портретную характеристику С.Есенина, данную Горьким. Покажите, как автор статьи через описание внешности героя передает несоответствие ее с внутренним миром Есенина. Выпишите эмоционально-оценочную лексику, передающую отношение Горького к С.Есенину. Найдите словосочетания с согласованными определениями.  Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях: неяркое впечатление, очень напоминал, увидел Есенина, настроен недружелюбно, беспокойный взгляд, размахивал руками, попросили читать, начал монолог, охотно согласился, монолог Хлопуши, читает потрясающе, огромной силой.

 Впервые я увидел Есенина в 1914 году, где-то встретил его вместе с Клюевым. Он показался мне мальчиком пятнадцати-семнадцати лет. Кудрявенький и светлый, в голубой рубашке, в поддевке и сапогах с набором, он очень напоминал слащавенькие открытки, изображавшие боярских детей, всех с одним и тем же лицом… Есенин вызвал у меня неяркое впечатление скромного и несколько растерявшегося мальчика, который сам чувствует, что ему не место в огромном Петербурге…

 Позднее, когда я читал его размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи, не верилось мне, что пишет их тот самый нарочито картинно одетый мальчик, с которым я стоял ночью на Симеоновском и видел, как он сквозь зубы плюет на черный бархат реки, стиснутый гранитом. Через шесть-семь лет я увидел Есенина в Берлине, в квартире А.Н. Толстого. От кудрявого, игрушечного мальчика остались только очень ясные глаза, да и они как будто выгорели на каком-то слишком ярком солнце. Беспокойный взгляд их скользил по лицам людей изменчиво, то вызывающе и пренебрежительно, то вдруг неуверенно, смущенно и недоверчиво. Мне показалось, что в общем он настроен недружелюбно к людям…

 Есенина попросили читать. Он охотно согласился, встал и начал монолог Хлопуши. Вначале трагические выкрики каторжника показались театральными. Но вскоре я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слез…  Даже не верилось, что этот маленький человек обладает огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что даже уши стали серыми. Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм их был неуловим, тяжесть каменных слов капризно равновесна… И вообще все: хриплый, надорванный голос, неверные жесты, качающийся корпус, тоской горящие глаза – все это было таким, как и следовало быть всему в обстановке, окружавшей поэта в тот час. (М. Горький).

 Задание 8. Раскройте значения устойчивых сочетаний слов. Составьте с ними предложения: Стальные нервы, железная логика, железное здоровье, железная воля, золотые руки, глубокие знания.

Задание 9. Запишите пословицы. Объясните их значение. Не всё то золото, что блестит. Друг познаётся в беде. Трусам свойственна жестокость. Глупец считает себя умным, а умный считает себя глупцом. Слава и деньги меняют человека.

Задание 10. Назовите тему данного ниже текста, выделите ключевые слова. Установите способ развития информации.

Деятельность предпринимателя мало чем отличается от деятельности менеджера, юриста, инженера и других специалистов, получающих за свой труд заработную плату. Однако именно экономическая прибыль, которая не входит в издержки, а представляет собой избыток сверх нормальной прибыли, и раскрыть ее источники. Необходимо раскрыть специфику предпринимательской деятельности по сравнению с другими видами труда, приносящими в качестве дохода не прибыль, а заработную плату.

Задание 11. Составьте тексты, в которых предложения связаны параллельно, используя данные предложения как начальные. Подготовьте пересказ текста.

 а) Каждый человек стремится к лучшему. б) Дети мечтают.

Обратите внимание на средства связи предложений, входящих в текст. Расскажите о порядке слов в предложениях.

Задание 12. Подберите ключевые слова по специальности на выбранную вами микротему. По данным ключевым словам и их заместителям составьте и запишите текст.

Задание 13. К данным словосочетаниям подберите синонимичные:    Горный воздух – воздух гор; лесной запах - … ; гостиница при вокзале - … ; бронзовая статуя - … ; бассейн для плавания - … .

Задание 14. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте смысл данных фразеологических выражений.

Льви.ая доля, ястреби.ый взгляд, соколи.ые очи, гуси.ая кожа, серебря.ая свадьба, кури.ый кругозор, ути.ая походка, комари.ый укус, стреля.ый воробей, кури.ая слепота, дли.ый язык, лебеди.ая шея, журавли.ая пора. 

Задание 15. Составьте микротексты, используя фразеологические выражения.

Задание  16. Составьте текст на тему: «Моя специальность». Укажите способы развития информации в тексте.

Задание 17. Вспомните грамматический материал предыдущих занятий. Расскажите, что вы знаете о тексте.

Задание 18. Прочитайте текст. Пронаблюдайте, как связаны между собой предложения в тексте. Назовите ключевое слово текста. Как это ключевое слово представлено в предложениях, образующих текст (повторяется ли оно, замещается ли местоимением, или используется синонимическая замена). Найдите предложения, соединенные союзами.

1.  История происхождения человека теряется в далеком прошлом. Современная антропология не дает окончательного и достаточного представления о времени и причинах «человека разумного»,  равно как и об отправной точке его эволюции. Очевидно лишь, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. Человек – существо общественное, и в этом качестве он оказался, как полагает ряд ученых прошлого  и нынешнего века, прежде всего благодаря труду. То, что труд как осознанная целенаправленная деятельность выделил человека из животного мира, наделил его сознанием и определил  общественный характер бытия, долгое время считалось аксиомой. Но, возможно, это всего лишь теорема, требующая доказательств. (Курс экономической теории АСА – 2000)

Задание 19. Назовите темы данных ниже текстов, выделите ключевые слова. Установите, в каких случаях наблюдается цепная, а в каких – параллельная связь.

1. Деятельность предпринимателя мало чем отличается от деятельности менеджера, инженера, юриста и других специалистов, получающих за свой труд заработную плату. Однако именно экономическая прибыль, которая не входит в издержки, а представляет собой избыток сверх нормальной прибыли, достается предпринимателю как доход. Для того, чтобы понять причины, обусловливающие существование экономической прибыли, и раскрыть ее источники, необходимо раскрыть специфику предпринимательской деятельности по сравнению с другими видами труда, приносящими в качестве дохода не прибыль, а заработную плату.

2. Африку омывает Атлантический океан со Средиземным морем и Индийский океан с Красным морем. От Европы Африку отделяет неглубокий и узкий Гибралтарский пролив и Средиземное море. На северо-востоке узкий Суэцкий перешеек соединяет ее с Евразией.

Задание 20. Составьте тексты, в которых предложения связаны параллельно, используя данные предложения как начальные. 1. В аудитории тишина. 2. Торопятся пешеходы. 3. Хорошо быть студентом!

Задание 21. По данным ключевым словам и их заместителям составьте и запишите тексты. 1. Астана, столица, любимый город. 2. Университет, вуз, КГУ, он. 3. Студенты, они, будущие специалисты, молодые люди.

Задание 22. Прочитайте текст. Озаглавьте текст, выразив в заголовке главную мысль. Выделите из отрывка предложения, объединенные одной небольшой темой (микротемой). Определите, как связаны предложения в микротекстах. Продолжите мысль последнего предложения, пояснив его содержание. Назовите неэкономические блага, какие вы знаете. Составьте план текста. Перескажите текст.

Благо – это средство удовлетворения потребностей человека. Следует четко разграничивать экономические и неэкономические блага. Соотношение между потребностью,  или надобностью, и доступным для распоряжения качеством благ, делают их экономическими или неэкономическими. Так, если выживете в тайге, стволы деревьев для постройки жилища не являются для вас экономическим благом.  Ведь их количество в огромное число раз превышает вашу потребность в этом стройматериале.  И вода для питья, если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды.

Полезность блага, его свойства, благодаря которым оно может удовлетворять ту или иную потребность людей делают благо потребительской ценностью. Потребительская ценность может непосредственно удовлетворять личную потребность человека или служить средством производства материальных благ.

Потребительскую ценность имеют и многие блага, не созданные человеческим трудом, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не  всякое благо, имеющее потребительскую ценность, является товаром.

Чтобы благо могло стать товаром, оно должно быть предназначено для обмена. Потребительская ценность блага должна удовлетворять потребности не того, кто произвел его, а поступать для потребления другим людям, через обмен и удовлетворять потребности других членов общества.

(Курс экономической теории, МГИМО, 2000 г.)

Задание 23. Объясните значение следующих слов и словосочетаний: логарифмическая линейка, натура, латунь.

Задание 24. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Решите: описание соединяется с рассуждением или описание включается в рассуждение? Почему автор так построил текст? Найдите в тексте имена существительные и определите их число и род. Обратите внимание на синтаксические средства связи предложений, входящих в текст. Расскажите о порядке слов в предложениях. Подготовьтесь к пересказу текста. Перескажите текст.

Как-то я обратил внимание на то, что на его рабочем столе рядом лежали логарифмическая линейка и … обычные бухгалтерские счеты.

- Я издавна привык к ним, - сказал тогда Николай Васильевич. – А вы ведь знаете, что привычка – вторая натура. С этими костяшками удобно работать. Они всегда под рукой. Счеты совсем непростая вещь. Они, как скрипка, - чем стариннее, тем лучше. Дома у меня есть счеты, которым 60 лет. Костяшки у них из пальмового дерева – очень тяжелые. А проволочки, на которых они двигаются, - из латуни и имеют определенный изгиб. В старину умели делать такие счеты, что их геометрическая форма оставалась неизменной долгие годы (М.Торчинский).

Задание 25. Прочитайте и перепишите текст. Подчеркните грамматическую основу предложений.

Береза – наиболее часто встречающаяся лиственная порода в Северном полушарии. Различные виды березы (их около 120) распространены от субтропиков до тундры. Береза – красивое дерево высотой 30-45 м или кустарник с ажурной кроной. Главная отличительная особенность березы – покрытый берестой белый, желтоватый или розоватый ствол. Листья березы черешчатые круглой или ланцетной формы, цельные (редко лопастные), зубчатые. Листья березы осенью приобретают желтый окрас. Цветение березы начинается до распускания листьев. Цветки березы собраны в сережки. Плоды березы – односемянные орешки длиной 1-5 мм с двумя перепончатыми крылышками. Березы имеют довольно большую корневую систему, которая берет влагу и питательные вещества из верхних слоев почв. Поэтому растительность под березами скудная. Продолжительность жизни березы составляет 100-150 лет. В европейской части нашей страны широко распространены два вида берез-деревьев: береза пушистая и береза повислая. Береза пушистая (береза кудрявая) (B. pubescens), или береза бородавчатая (B. verrucosa) – дерево до 15 м высотой, с чисто-белым стволом, не образующим в основании темную грубую корку, за что получила еще одно название – береза белоствольная. Крона березы кудрявой (березы бородавчатой) широковетвистая, яйцевидная. Ветви направлены вверх. Кора молодых ветвей гладкая, красновато-бурая, позже чисто-белая. Листья березы пушистой блестящие, яйцевидные или ромбические, до 6 см, после распускания клейкие и душистые. Береза повислая (B. pendula) – дерево с ажурной, неправильной кроной. Высота березы повислой может достигать 20 м. Ствол березы повислой белый. У взрослых деревьев нижняя часть ствола покрыта грубой черноватой в глубоких трещинах коркой. Ветви большей частью повислые, за что береза повислая получила в народе еще одно название – береза плакучая. Листья березы повислой ромбические, голые, до 7 см, некоторое время после распускания смолистые, липкие. Плоды березы повислой – сережки пониклые. Береза повислая растет быстро, морозостойка. Из берез-кустарников популярны следующие виды. Береза карликовая (B. nana) – изящный кустик высотой до 1 м. с мелкими по форме характерными для березы круглыми листьями. Осенью листья березы карликовой окрашиваются в желтый цвет. Для выращивания березы карликовой рекомендуется покупать культурные экземпляры. Береза железистая (B. glandulosa) похожа на березу карликовую, но более высокая (до 3 м) и имеет более крупные листья. Береза низкая (B. humilis) – сильно ветвистый кустарник с прямой кроной. Листья у березы низкой продолговатые до 3 см длиной. Береза Медведева (B. medwediewii) – крупный кустарник, с возрастом становится древовидным. Береза Медведева отличается очень крупными, по сравнению с другими видами берез, почками и листьями (до 10 см длиной!).

Задание 26. Перепишите текст. Укажите связь предложений в тексте.

Золото вместе с серебром и еще шестью металлами платиновой группы называют благородными, или драгоценными, металлами. Что означают эти определения? Золото очень неохотно вступает в соединения с химическими элементами, которые не относятся к металлам. Самым простым примером является взаимодействие с кислородом: ведь неблагородные металлы в этом случае окисляются, а золото сохраняет свой внешний вид и структуру. Именно за эти качества желтый металл и получил определение «благородный». Редкость золота в природе, его долговечность и красота позволили ему получить еще и статус драгметалла. Каковы главные свойства золота? Золото — один из самых тяжелых металлов, которые известны человеку. Металл относится к 11 группе таблицы им. Д.И. Менделеева. В настоящее время известно 37 изотопов элемента, из которых в природе можно найти только один — Au197. Золото как химический элемент известно еще в древнейших времен. Описание внешнего вида металла и его свойства интересовали многих ученых, относящихся к разным эпохам истории человечества. Золото — единственный металл, который обладает красивым желтым цветом изначально. В чистом виде цвет драгметалла яркий и теплый, не зря во все века его связывали с солнцем.

Задание 27. Прочитайте текст, выпишите сложносочинённые предложения, укажите вид придаточной части.

Общая характеристика. Гречиха — ценная крупяная и медоносная культура. Гречневая крупа (ядрица, продел) имеет высокие вкусовые качества, питательна и хорошо переварима, в ней содержатся в легкоусвояемой форме белки, углеводы, жиры, минеральные соли (железо, фосфор, кальций), витамины (Р (рутин), РР (никотиновая кислота), В! и В2 (рибофлавин и др.)), а также органические кислоты (лимонная, яблочная, щавелевая), которые улучшают пищеварение. Гречневую муку используют для выпечки блинов, лепешек и печенья. В листьях и цветках гречихи содержится значительное количество рутина (5,2—5,8% сухого вещества), который широко используется в медицине. Отходы, получаемые при шелушении зерна (отруби, щуплое и дробленое зерно, мучная пыль), зеленая масса и солома гречихи используются в кормлении животных и птицы, однако зеленую массу и солому надо скармливать в умеренных количествах и в смеси с другими видами кормов, так как содержащийся в них фагопирин может вызвать гречишную болезнь, проявляющуюся в повышенной чувствительности кожи к свету, особенно ее светлых участков, что приводит к покраснению и воспалению. Гречиха представляет ценность как медоносное растение. При благоприятных условиях сбор меда составляет до 100 кг с 1 га.

Гречиха имеет большое агротехническое значение, так как хорошо повышает плодородие почвы за счет усвоения труднорастворимых соединений фосфора и перевода их в легкодоступную для других растений форму. Благодаря быстрому росту и хорошей облиственности она способствует очищению поля от сорных растений.

Короткий вегетационный период и возможность посева в более поздние сроки позволяют использовать гречиху в качестве страховой, пожнивной и поукосной культуры.

Урожайность гречихи ниже, чем зерновых культур.  При современной технологии возделывания и использовании новых высокопродуктивных сортов можно достичь более высокой урожайности — до 2,5—3,0 т/га.

Гречиха — древняя культура. Ее родина — Восточная Индия (Гималаи), откуда она в XI в. попала в Европу. Достоверных данных о происхождении культурной гречихи нет. 

Гречиха относится к семейству гречишных (Polygonaceae), роду (Fagopyrum Gaertn.) и имеет несколько видов. Основной вид — гречиха культурная (Fagopyrum esculentum Moench. или Polygonum fagopyrum L.) делится на два подвида: гречиха обыкновенная (ssp. vulgare Stol.), которая возделывается как крупяная и медоносная культура, и гречиха многолистная (ssp. multijolium Stol.), высокорослая и хорошо облиственная, которая возделывается на Дальнем Востоке, из других видов распространена гречиха татарская (Fagopyrum tataricum L.) — дикорастущее растение, засоряющее посевы. Сеять гречиху нужно позже остальных культур, когда земля хорошо прогрета. Вегетационный период у этого растения не слишком большой – около 80 дней – что позволяет после неё использовать посадку ещё одной скороспелой культуры. Если необходимо всё же внесение удобрений, то нужно в первую очередь смотреть за уровнем азота, так как фосфор и калий гречиха усваивает неплохо, а вот переизбыток азота может привести к активному росту зелёных частей растения в ущерб плодоношению.

Задание 28. Перепишите текст. Подчеркните грамматическую основу предложений. Охарактеризуйте предложения по наличию главных членов предложения. 

Серебро — Ag, минерал класса самородных элементов, кристаллизуется в кубической сингонии, кубически-гексоктаэдрический вид симметрии. Встречается в аргенитах (сульфид) и роговом серебре (хлорид серебра), добывается также как побочный товар очистки купрума и свинца. Серебро было одним из первых металлов, освоенных человеком. Является великолепным проводником тепла и электричества. Главным производителем серебра является Мексика, хотя серебряные руды разбросаны по всему миру. Серебро с поверхности довольно быстро окисляется на воздухе и тем быстрее, чем больше примесей оно содержит, при этом цвет поверхности изменяется до чёрного с отливом различных оттенков. Блеск металлический до матового, цвет черты серебряно-белый, блестящий. Твердость 2,5 —3. Плотность 9,6 —12. Спайность отсутствует, излом раковистый. Весьма пластичное, гибкое, ковкое. Обладает максимальной среди металлов тепло- и электропроводностью. Является диамагнетиком. Под паяльной трубкой легко плавится. С НСI реагирует, образуя белый творожистый осадок (АgCl). Реакция с Н2S дает чёрное окрашивание. Серебро применяется главным образом в сплавах с медью для выделки серебряных изделий, монет и др. Чистое серебро употребляется для филигранных работ, изготовления тиглей для плавления щелочей, для серебрения, для получения химических соединений и других целей. Главная масса серебра (около 80%) добывается не в самородном виде, а в качестве побочного продукта из богатых серебром свинцово-цинковых, золотых и медных месторождений.
    Области применения серебра постоянно расширяются, и его применение — это не только сплавы, но и химические соединения. Определённое количество серебра постоянно расходуется для производства серебряно-цинковых и серебряно-кадмиевых аккумуляторных батарей, обладающих очень высокой энергоплотностью и массовой энергоёмкостью и способных при малом внутреннем сопротивлении выдавать в нагрузку очень большие токи. 

Задание 29. Прочитайте текст, охарактеризуйте предложения по цели высказывания. Аргументируйте свой ответ.

День выдался знойный, безветренный, и накалившаяся земля жгла подошвы ног.

Сергей, шедший, по обыкновению, впереди дедушки, остановился и ждал, пока старик не поравнялся с ним.

— Ты что, Серёжа? — спросил шарманщик.

— Жара, дедушка Лодыжкин... нет никакого терпения! Искупаться бы...

Старик на ходу привычным движением плеча поправил на спине шарманку и вытер рукавом вспотевшее лицо.

— На что бы лучше! — вздохнул он, жадно поглядывая вниз, на прохладную синеву моря — Только ведь после купанья ещё больше разморит. Мне один знакомый фельдшер говорил: соль эта самая на человека действует... значит, мол, расслабляет... Соль-то морская...

— Врал, может быть? — с сомнением заметил Сергей.

— Ну, вот, врал! Зачем ему врать? Человек солидный, непьющий... домишко у него в Севастополе. Да потом здесь и спуститься к морю негде. Подожди, дойдем ужотко до Мисхора, там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лестно, искупаться-то... а потом, значит, поспать трошки... и отличное дело...

Арто, услышавший сзади себя разговор, повернулся и подбежал к людям. Его голубые добрые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.

— Что, брат песик? Тепло? — спросил дедушка.

Собака напряженно зевнула, завив язык трубочкой, затряслась всем телом и тонко взвизгнула.

— Н-да, братец ты мой, ничего не поделаешь... Сказано: в поте лица твоего, — продолжал наставительно Лодыжкин — Положим, у тебя, примерно сказать, не лицо, а морда, а всё- таки... Ну, пошёл, пошёл вперёд, нечего под ногами вертеться... А я, Серёжа, признаться сказать, люблю, когда эта самая теплынь. Орган вот только мешает, а то, кабы не работа, лёг бы где-нибудь на траве, в тени, пузом, значит, вверх, и полёживай себе. Для наших старых костей это самое солнце — первая вещь. (А. И.Куприн. Белый пудель).