Практические задания: Коммуникативная задача научного текста. Микротема научного текста

Задание 1. Прочитайте текст. Определите КЗ текста, укажите, в каком предложении она содержится. Определите вид глаголов, подберите к ним видовые пары. Составьте и задайте друг другу вопросы по содержанию текста. Выпишите из текста предложения с конструкциями что есть что, что называется чем, что является чем и определите, в каких из них обозначается основное содержание предмета, а в каких – сущность предмета.

Теория автоматов.

Вопросы кодирования и декодирования возникают при разработке вводных и выводных устройств управляющих систем. Теоретическую основу устройств для преобразования информации составляет  теория автоматов.

Основной объект исследования этой теории – автомат, его свойства, структура и способы преобразования информации с помощью автоматов.

Теория автоматов тесно связана с алгоритмами. Понятие автомат основывается на математическом понятии алгоритма. Система правил, совершающая преобразование дискретной информации, называется алгоритмом. Алгоритмы широко распространены и за пределами математики. Например, все правила, которые употребляет переводчик для переводов с английского языка на русский, являются алгоритмом англо-русского перевода. Каждый вид умственной деятельности человека является выполнением того или иного алгоритма. Но найти правила, составляющие эти алгоритмы – сложная и трудоемкая задача.

Задание 2. Изучите справочный материал о выражении субъектно-определительных отношений. Составьте предложения по специальности с разными способами выражения сказуемого.

1. Конструкции, их значения: Что-(это) что. Что есть что. Что называется чем. Значение: определение сущности предмета. Примеры: Математическая логика – это наука, исследующая математические доказательства. Квадрат есть равносторонний треугольник. Уравнение (19) называется уравнением прямой, проходящей через начало. Способ выражения именной части составного сказуемого: существительное И.п., существительное Т.п.

2. Конструкции, их значения: Что является чем. Значение: для обозначения основного содержания или качества предмета. Примеры: Площадь треугольника является величиной положительной. Способ выражения именной части составного сказуемого: Существительное Т.п.

3. Конструкции, их значения: Что считается чем. Что считают чем.  Примеры: Если кривая не алгебраическая, то она считается трансцендентной. Энергией считают единую меру различных форм движения. Способ выражения именной части составного сказуемого:  Существительное Т.п.

4. Конструкции, их значения: Что носит (получило) название чего. Обозначение цели действия или явления. Примеры: Числа рациональные и иррациональные получили общее название вещественных чисел. Способ выражения именной части составного сказуемого:  Существительное Р.п.

Задание 3. Ознакомьтесь с текстом. Разделите его на абзацы. Найдите предложения с коммуникативной задачей текста.

Математика чрезвычайно остра эмоциями! Размышляешь над какой-то сложной проблемой, иногда годами – и вдруг внезапно осеняет. Подлинное эмоциональное потрясение! Математика увлекательна. Перечитывая об археологии Древнего Египта, я  наткнулся на любопытный факт. На пирамиде Хеопса обнаружена надпись: для её постройки было приготовлено такое-то количество лука и чеснока. Зачем? Давайте исследуем. Прежде чем строить сооружение, надо сначала вычислить его объём. Надо рассчитать, сколько понадобится стройматериалов, транспортных средств, строителей. А значит, и сколько  пищи нужно для них. Отсюда запись о луке и чесноке, подсказывающая масштабы всей программно-целевой модели стройки. Выходит, математики древности умели прогнозировать комплекс работ (А.Н.Тихонов).

Задание 4. Прочитайте текст. Выпишите из текста предложения с изученными конструкциями. Определите синтаксическую роль выписанных конструкций. Приведите собственные примеры на каждое значение изученных конструкций. Задайте друг другу вопросы по содержанию текста. Определите тему и основную мысль текста (КЗ). Дайте название тексту.  Выпишите из текста по 3 словосочетания с согласованием, управлением и примыканием. Произведите их разбор.

Логикой мы называем науку о законах и формах мышления. Она является частью философии.

Математическая логика – это наука, которая исследует математические доказательства. Математическая логика возникла в 19 веке. Ее создателем был англичанин Д. Буль, а усовершенствовали Ч. Пирс, Б. Рассел, А.Н. Колмогоров, А.А. Мальцев. Она относится к логике в целом, однако, с учетом специальных потребностей математики.

Математическая абстракция является одной из особенностей математического мышления. Сложные системы математической абстракции, их взаимосвязи и сущность – все это содержится в логической математике, а именно – в доказательствах математических теорем. Классическим примером такого доказательства является создание геометрии Евклидом.

Слова не всегда одинаково, однозначно и точно выражают мысли и понятия. Унификация и уточнение понятий и методов умозаключений в некоторых отраслях математики стало безусловной необходимостью. Поэтому в современной математике применяется метод формализации доказательств.

Формулировки теорем записываются в виде формул с помощью специальных символов, используемых наряду с известными математическими знаками. Доказательство теоремы сводится к выведению представляющей ее формулы. Некоторые математики пытались выразить все математические дисциплины без применения словесных доказательств, только с помощью символов и формул.

Из сказанного следует, что идея создания знаков, которые бы заменили слова – имеющие иногда разное значение – беспокоила ученых уже давно. (С. Коваль)

Задание 5. Изучите способы выражения дополнения.

1. Конструкции, их значение: Что входит в состав чего …Что содержится в чем. Характеристика качественного состава веществ. Примеры: Моделирование входит в состав прикладной математики. Газ, замороженный до твердого состояния – аммиак, содержится в комете. Способ выражения дополнения: родительный падеж существительного;  предложный падеж существительного.

2. Конструкции, их значение: Сколько чего содержится в чем. Сколько чего приходится на долю чего. Характеристика количественного соотношения частей, входящих в состав вещества, предмета. Примеры: 100 сантиметров содержится в одном метре. 25% круга приходится на один сектор круга.  Способ выражения дополнения: сущ. Р.п. + П.п. сущ.; числ. + Р.п. сущ. – Р.п. сущ.

Задание 6. Прочитайте текст, правильно склоняя числительные. Ответьте на вопросы: Сколько килограммов соли человек потребляет в год? Сколько поваренной соли содержится в организме человека? Какой процент  соли содержится в озерах Эльтон и Баскунчак? Выпишите из текста конструкции, указывающие на качественный и количественный состав вещества. Определите их синтаксическую роль и способ выражения. С какой целью они используются в тексте. Определите тему и главную мысль текста. Укажите предложение, содержащее КЗ.

Поваренная соль 

Поваренную соль знает всякий. Наряду с хлебом она является обычным пищевым продуктом. Каждый человек в год потребляет до 67 килограммов соли.

Более 400 граммов поваренной соли содержится в организме человека. Она входит в состав крови и служит для образования в желудочном соке соляной кислоты, которая необходима для пищеварения.

Основной источник соли – это ее запасы в морях и океанах. 20 миллионов кубических километров соли приходится на долю вод всех морей и океанов. 24% самых разнообразных солей содержится в морской воде. Из них 76% приходится на долю поваренной соли. Особенно много соли в озерах Эльтон и Баскунчак. 97-99% поваренной соли содержится в солях озер. Поваренная соль, получаемая из морской воды, называется морской солью.

Задание 7. Составьте и запишите по 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи по специальности.

Задание 8. 1. Проанализируйте микротексты 1 и 2. Укажите, чем они отличаются. Какой из них представляет собой текст в смысловом и структурном плане. Вспомните значения следующих слов (если не знаете, то возьмите толковый словарь): квалификация, гармонически, личность, прогресс, наставник, внедрение, технология, осваивать. Определите, в каком из отрывков наблюдается единство предложений. Почему? Что собой представляет этот фрагмент? Определите тему текста, установите строение микротем. Подберите 10-15 слов по специальности для составления текста. 

1. Специалист высокой квалификации – это человек, обладающий широкими общими и глубокими профессиональными знаниями. Специалист высокой квалификации – гармонически развитая личность. Высококвалифицированный специалист – организатор производственного процесса. Специалисты высокой квалификации – проводники технического прогресса. Высококвалифицированные специалисты являются наставниками молодежи.

2. На современном этапе развития нашего общества ведущая роль в решении задач народного хозяйства отводится специалистами высокой квалификации. Высококвалифицированный специалист – это гармонически развитая личность. Он обладает широкими профессиональными знаниями. Именно такие специалисты являются организаторами производственного процесса. Во-первых, высококвалифицированные специалисты – это проводники технического прогресса. Они способствуют внедрению  в производство прогрессивной техники и технологии. Во-вторых, они являются наставниками молодежи. Они передают свой богатый опыт молодым, помогают осваивать профессию, готовят достойную смену.

Система высшего образования в условиях модернизации приобретает новое качество, способствующее повышению ее общественного статуса, и понимается она как особая сфера, первоочередной задачей которой является опережающая подготовка высококвалифицированных специалистов, отличающихся гибкостью и адаптивностью к меняющимся условиям. Это значит, что необходимо постоянно овладевать новыми знаниями, работать над собой. Только так можно стать высококвалифицированным специалистом.

Задание 9. Составьте и запишите небольшой текст по специальности, состоящий из 2-3 абзацев. Подготовьте пересказ составленного текста.

Задание 10. Прочитайте абзац текста. Проследите за развитием мысли: где делается заявка на тему, где она разрабатывается, где тема исчерпана. Выделите соответствующие части абзаца: начало, развитие мысли, конец. Постарайтесь запомнить текст. Расскажите его содержание.

И вот теперь, стремясь уложиться в начертанную тобой программу, начал думать о себе, своем деле, о людях, среди которых вращаюсь, пытаясь на все это как-то смотреть со стороны: сверху, сбоку, с отдаления. Но чувствую, что не могу связно рассказать о путях, которые привели меня к тем или иным жизненным и творческим результатам. Теперь уже кажется, все, что было, как-то являлось и уходило само собой.  Думаю про себя над этим и все время не могу избавиться от ощущения, что вспоминается почему-то не главное, а побочное, мелкое, второстепенное. По-видимому, не всегда даже представляю, что означает для данного вспомнившегося случая это «главное». Здесь, может быть, сказывается профессия.

Задание 11. Выпишите по толковому словарю и словарю иностранных слов значение следующих слов: инвестиция, капитал, примитивный, ресурсный, неотъемлемый, стартовый, конкурентоспособный, статистика, мотивация, мобильность, рационально, издержки, регулятор, эффективность, перспектива, потенциал. Выучите определения данных слов.

Задание 12. Прочитайте текст «Образование и экономика». Определите тему текста. Найдите микротемы общей темы, которые могут состоять из нескольких предложений, объединенных по смыслу и раскрывающих с разных сторон КЗ текста. Выпишите из текста однокоренные слова. Определите, к какой части речи относится каждое слово. Определите в каждом предложении число и падеж имен существительных. Озаглавьте части текста. Запишите план. Подготовьте пересказ текста.  

Образование и экономика.

Чем больше инвестируется в человеческий капитал, тем более качественный инвестиционный капитал привлекается из-за рубежа в нашу экономику и тем дальше мы будем отходить от примитивной ресурсной направленности экономики.

Развитие казахстанского человеческого капитала может быть достигнуто путем открытия большого доступа людей к образованию и информации. Образование – неотъемлемый стартовый компонент в формировании конкурентоспособной рабочей силы и международной конкурентоспособной страны на рынке продуктов и услуг и рабочей силы. Статистика свидетельствует о том, что преуспели те развивающиеся страны, которые инвестировали в образование.

Согласно теории американского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике Гэри Беккера человеческий капитал – это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Исходным пунктом исследования для Г.Беккера служило представление о том, что при вкладывании своих средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. В зависимости от экономической целесообразности принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Нормы отдачи, следовательно, выступают как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой просвещения в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие – о переинвестировании.

Помимо теоретического обоснования Г.Беккер первым осуществил и практический статистический подсчет экономической эффективности образования. По его выкладкам оказывалось, что в США отдача высшего образования находится на уровне 10-15 % и превышает показатели прибыльности для большинства фирм.

Очевидно, что в перспективе следует ожидать дальнейшего повышения значимости образования, подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров как главных индикаторов уровней развития экономического потенциала любой страны.

Задание 13. Перепишите текст. Определите микротемы, разбив текст на абзацы.

Кошка домашняя – млекопитающее из отряда хищников семейства кошачьих. Одомашнивание кошки произошло в Древнем Египте около 4000 лет до н.э. Из Египта она попала в другие страны и распространилась по всему миру. В настоящее время кошка – одно из самых популярных и любимых человеком домашних животных. Кошка имеет гармоничное сложение тела. Голова у кошек округлая, уши, как правило, стоячие, остроконечные. Глаза круглые, зрачок щелевидный, вертикальный. Мочка носа подвижная, чаще всего розового цвета. Хвост удлиненный, постепенно утончается к концу. Конечности высокие, крепкие. Когти на пальцах втянуты. Шерсть густая. Окраска шерсти может быть самой разнообразной. Сейчас существует множество пород кошек, среди которых имеются короткошерстные, длинношерстные, вислоухие, короткохвостые и другие. У кошки в доме должно быть свое место для отдыха. Его организовывают в уютном уголке, лучше на небольшом возвышении. Там помещают небольшой матрасик или специальный домик для кошек. Там должна стоять мисочка с чистой водой, а для пищи используют другую мисочку, которую моют после каждого кормления. Кормят кошек два раза в день. Основу пищевого рациона (50-75%) должны составлять мясо и рыба, 20-30% – это углеводы в виде отварного риса, овсяной каши или белого хлеба. В качестве витаминных добавок в корм можно добавлять сырую тёртую морковь, капусту, яблоки – они могут составлять примерно десятую часть пищевой смеси. Такую смесь можно чередовать с круто сваренным куриным яйцом и мясо-злаковыми консервами. Царапание когтями предметов – естественная потребность кошки. И если не предоставить ей для этого специального оборудования, то от когтей кошки будут страдать мебель и ковры. Для этих целей можно купить или сделать специальный столбик или валик на подставке. Половая зрелость у кошек наступает к семи-девяти месяцам. Но начинать допускать к размножению высокопородных кошек можно только в возрасте 1,5 лет, когда кошка полностью сформируется физически. Беременность у кошки длится 62-66 дней, после чего рождаются 3-6 котят, иногда до десяти и более. Котята рождаются слепыми и почти лысыми. На 8-10 день у котят открываются глаза, на третьей неделе начинают прорезываться молочные зубы, и вскоре котята начинают самостоятельно передвигаться. До 20-го дня котятам достаточно молока кошки-матери. В дальнейшем их нужно подкармливать теплым молоком (коровьим или козьим). Затем его можно заменить жидкой молочной кашей, а позднее – кашей, сваренной на мясном бульоне. К месячному возрасту котята начинают есть все. Двухмесячных котят можно отдавать новым владельцам.

Задание 14. Перепишите текст. Озаглавьте. Разбейте на смысловые части. Определите коммуникативную задачу текст, аргументируйте свой ответ.

Беркут — птица очень выносливая. Благодаря своему умению использовать потоки воздуха он может часами парить в воздухе, высматривая жертву. Орел беркут обладает мощным и сильным телом. Размер беркута составляет около 70-90 сантиметров в длину, размах крыльев в среднем 180-250 сантиметров. Самка беркута намного крупнее самца. Ее вес достигает 7 килограмм, а вес среднего самца от 3 до 5 кг. Птица беркут имеет характерный орлиный клюв крючкообразной формы, загнутый острым концом вниз. Еще одной особенностью являются перья на зашейке – у беркута они немного удлиненные. Крылья беркута длинные, широкие и очень сильные. Молодые птицы отличаются особенным изгибом крыльев. Крылья беркута сужены у основания, поэтому задний край крыла имеет S-образную форму. С возрастом это становится менее заметно. Скорость беркута в пикирующем полете  может достигать 320 км/ч. Хвост  беркута несколько длиннее и круглее на конце, чем положено орлам. Из-за этого он больше похож на ястребиный, но отличается тем, что во время полета широко раскрыт веером. Глаза беркутов темно-карие, клюв коричневый, почти черный, а ноги и восковица ярко-желтые. Голос беркута типичный для орлов, звонкий, слегка напоминающий лай собаки. Беркут – птица немногословная, иногда посвистывает в полете, кричит при брачном полете, при защите территории, общаясь с птенцами. В основном в окрасе взрослого беркута преобладает бурый или черно-бурый цвет с золотистыми перьями на затылке. Самцы и самки расцветкой не отличаются: и те, и другие окрашены одинаково. Разница есть лишь между взрослыми и молодыми представителями. У молодых птиц окрас практически черный, а на нижней стороне крыльев присутствуют ярко выраженные белые пятна, которые пропадают на втором году жизни. По мнению опытных орнитологов, занимающимися исследованиями беркутов, эти «пятна» служат сигналом для взрослых особей. Белые перья на крыльях беркута свидетельствует о неопытности молодой птицы, что дает ей возможность охотиться на чужой территории, ограждая от агрессии взрослых орлов. В процессе линьки молодые птицы приобретают все более «взрослый» окрас, который полностью закрепляется к 4-5 годам. Окрас перьев взрослого беркута имеет оттенки от коричневого до черного цвета.